Двигатель двигателей. Статья о выдающемся выпускнике УГАТУ

Двигатель двигателей.
«Республика Башкортостан», №63 | 02.06.16YouTube

Двигатель двигателей Авиационные двигатели, отвечающие всем современным требованиям, в последние годы в стране создавались редко. Появление турбовинтового ТВ7-117 и двухконтурного АЛ-55 — исключение. И случилось оно благодаря незаурядному таланту, блестящим организаторским способностям выдающегося выпускника Уфимского авиационного института Александра Саркисова.

Автор: Хайдар ГУМЕРОВ, профессор

Во время войны его дед был главным архитектором Уфы.

«Мы жили в доме, наполненном чертежами разных зданий и замечательными альбомами с видами Рима, Парижа, Лондона, — вспоминал Александр Александрович. — Он был невероятно работоспособным человеком, автором более 150 проектов, по которым были построены дворцы, больницы, гимназии».

Так любовь к чертежам, схемам и расчетам передалась по наследству от деда — выпускника Санкт-Петербургского института, одного из первых инженеров Башкирии, Тургайского края, Оренбургской области.

После окончания УАИ Александр Саркисов попал по распределению в недавно созданное ОКБ-26 (ныне НПП «Мотор»). Занимался расчетами в группе турбин, затем стал руководителем группы камер сгорания, ведущим конструктором особо сложных изделий.

Создание короткоресурсных турбореактивных двигателей — сложный, но успешный период в его биографии. Мало сделать хороший компрессор, камеру сгорания, турбину — надо добиться оптимального сочетания этих узлов, чтобы двигатель стал в ряд совершенных. Эту задачу, а также организацию слаженной работы отдельных исполнителей, малых и больших коллективов своего и смежных предприятий талантливо выполнял заместитель главного конструктора Саркисов.

Для решения сложных задач часто требовалось проникновение в новые проблемы. Например, создание электронной системы управления двигателем или сокращение практически на порядок времени запуска и выхода на режим, да еще после старта ракеты из-под воды. Александра Александровича такие проблемы не пугали — учился сам, учил и мобилизовывал других. Вот и появлялись двигатели, выносившие летательные аппараты на скорости, во много раз превышающей скорость звука, поднимавшей их на высоты «слишком большие для поражения их с земли, но слишком низкие для поражения из космоса» — такое образное определение прозвучало из уст корифея ракетно-космической техники академика Владимира Челомея. Необходимо уточнить: при этом на некоторое время обеспечивалась полная незаметность объекта. Энергоемкое топливо здесь особое, капризное, закипающее мгновенно, и смазочное масло по экологии далеко не сливочное…

Сегодня Александр Александрович является директором научно-технического центра имени А. Люльки. На днях ему исполнилось 80 лет.

ДОСЬЕ


Александр Саркисов — крупный советский, российский ученый и конструктор, специалист в области авиационного двигателестроения. Генеральный конструктор, доктор технических наук, профессор. Внес вклад в создание и производство высокоэффективных авиационных газотурбинных двигателей для самолетов военного и гражданского назначения, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов. Вице-президент Академии наук авиации и воздухоплавания.

КСТАТИ


Ту-141 «Стриж» — многоразовый советский оперативно-тактический разведывательный беспилотный летательный аппарат.

Его двигатель был разработан при непосредственном участии Александра Саркисова.

Опубликовано: 02.06.16 (11:35)