Факультет авиационных двигателей, энергетики и транспорта

[история факультета] [декан] [помощники декана] [кафедры факультета] [направления и специальности подготовки] [научные исследования на факультете]

История факультета

Факультет АД – старейший факультет нашего университета, со времен его основания в Новочеркасске и Рыбинске (когда на основе Моторного факультета Новочеркасского политехнического института в 1932 году в Рыбинске был создан РАТИ, переведенный в 1941 году в Уфу и названный УАИ, а теперь УГАТУ). Факультет ориентирован на авиастроение, разработку авиационных двигателей, энергетику, энергомашиностроение и транспорт.

В состав факультета входят 4 выпускающих кафедры (Авиационных двигателей, Теплотехники и теплоэнергетики, Двигателей внутреннего сгорания, Прикладной гидромеханики) и 2 общеобразовательные кафедры (Сопротивления материалов и Теоретической механики). На факультете обучается (в основном по приоритетным и критическим технологиям РФ) более 1100 студентов и магистрантов по очной и 210 студентов по заочной форме обучения, а также около 40 аспирантов. Из них большое количество целевых студентов от оборонных предприятий. Обучается большое количество иностранных студентов – из Азии, Африки, Латинской Америки.

Совсем недавно (в ноябре 2012 г.) факультет АД отметил круглую дату – свое 80-летие. Факультет АД сегодня – это целевая, многоуровневая подготовка студентов. Мы готовим специалистов по 8 специальностям, бакалавров и магистров по 6 направлениям (по ГОС II и III поколения) из них по ГОС III поколения по 1 специальности, 6 направлениям бакалавриата (прикладного и академического) и 3 направлениям магистратуры. В настоящее время на факультете АД обучается 1310 студентов дневного и заочного обучения. На факультете АД обучается больше иностранцев, чем на других факультетах УГАТУ и больше, чем в других авиационных вузах (Уфа в мире признана Меккой авиадвигателестроения). У нас прямая связь с военной кафедрой и военным учебным центром – общая цель и задачи, предмет изучения. В последнее время существенно увеличено число бюджетных мест для набора в учебный военный центр студентов, обучающихся по гражданской специальности АД и ЭУ.

История факультета АД начинается с создания в РАТИ в 1932 году отделения авиационных двигателей (под руководством профессора МАИ Квасникова А.В.). В 1938 году соместным приказом наркома оборонпрома СССР Кагановича М.М. и председателя ВК по ВШ Кафтанова С.Ф. был создан моторостроительный факультет (декан П.И.Орманов, а с 1942 по 1946 год уже в Уфе, всю войну деканом факультета был доцент Куликов С.И.).В 1946 г. моторостроительный факультет стал называться факультет авиационных двигателей и это название он сохраняет до сих пор. Название «факультет авиационных двигателей» за 80 лет стало брендом и показателем качества. С переходом на двухуровневую систему подготовки (бакалавр – магистр) традиции ФАД не только не забылись, а упрочнились, в т.ч. появились новые. Магистры работают в лабораториях, по договорам и грантам, потом увереннее защищают канд. диссертации.

В разные годы факультет возглавляли доценты Т.М.Василишин (1946-1950), И.А.Зиняев (1950-1956), В.И.Зиняев (1956-1961), И.А.Болотовский (1961-1968), К.Г.Галимханов (1968-1973), С.М.Ивин (1973-1976), затем деканы стали избираться из профессоров: А.М.Ахмедзянов (1977-1979), Н.С.Буткин (1979-1982), З.Г.Шайхутдинов (1982-1988), Э.Г.Гимранов (1988-1995), А.М.Русак (1995-2002), В.А.Целищев (2002-2006), И.А.Кривошеев (2006-2014), с 2014 года деканом является профессор кафедры АД Ахмедзянов Д.А.

За эти годы факультет АД подготовил более 15800 специалистов, из них 1220 окончили УАИ-УГАТУ с отличием. Количество выпускников год от года менялось, в 40-е годы было выпущено 2300 специалистов, в 50-е 2400, в 60-е 2600, в 70-е 2800, в 80-е 2120, в 90-е 1860, в 2000-е 1640.

Факультет АД славен своими выпускниками. Многие стали кандидатами и докторами наук, а некоторые – президентом РБ, как Хамитов Рустэм Закиевич (окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию на ФАД, работал на каф. АТиТ) член. корр. РАН (Мавлютов Рыфат Рахматуллович, ректор УАИ, зав.кафедрой сопротивления материалов), АН РБ (Жернаков Владимир Сергеевич, проректор по НР, зав.кафедрой сопротивления материалов) и генеральными конструкторами: Гаврилов Сергей Александрович (Гл.констр. КБ Мотор, Герой социалистического труда), Саркисов Александр Александрович (Ген. констр. ОАО «з-д им. В.Я.Климова», лауреат Ленинской премии), Рыжов Алексей Андреевич (Ген. Конст ФГУП «НПП Мотор»), Ивах Александр Федорович (Ген. конст ФГУП «НПП Мотор», Дегтярев Александр Николавич (ректор УГАЭС, депутат Гос.думы ФС РФ, нынешний ректор УГАТУ), Главный конструктор ОДК), Скиба Владимир Васильевич (Ген. конст ОАО «НПП Мотор»), Куванин Виктор Константинович (гл. конструктор УЗАМ), Виктор Иванович Романов (Главный констр. ГП НПКГ «Зоря-Машпроект»), Прохоров Николай Александрович (гл.констр ФГУП «УАП Гидравлика»), Тук Дмитрий Евгеньевич (гл.констр ФГУП « УАП Гидравлика»), Христолюбов Вячеслав Леонидович (Директор информационных технологий ОАО УМПО). Чечуллин Анатолий Юрьевич (зам. гл. констр ФГУП « УАП Гидравлика»). Порошин Юрий Георгиевич (Ген. директор УАПО), Дубасов Николай Павлович (зам. ген. директора ФГУП «УАП Гидравлика»), Шолом Владимир Юрьевич (Ген директор, Президент союза работодателей РБ), Кашапов Рафаэль Салихзянович (Ген. Директор ООО «Теплофизика»), Смирнов Юрий Всеволодович (Ген. дир. регион. Инвест компании, депутат Уфимского горсовета), Шайхутдинов Р.А. (директор депатратмента Газпром-Трансгаз-Уфа), Шарипов Ильгиз Кадырович (ген. дир завода "Красный пролетарий", г. Стерлитамак), Хусаинов Винер Наилевич, (ген. дир ТРЗ, Уфа).

В ЦИАМ (Исянов А.), в ОАО «НПП Мотор» недавние выпускники занимают ведущие позиции (Гл.констр. Болдырев Олег Игоревич, нач. отд. ИТ Карпов Александр Владимирович, нач. КО Фокин Николай Иванович). В ООО «БГК (»Башкирэнерго») успешно работают Гурин С.В. (нач. департамента), Озеров А.В. (директор ТЭЦ-5), Салихов А.А. (гл.инж. ТЭЦ-5), Егошин Ю.В. (нач.департамента), Якупов А.И. (нач.ПТО), Мустафин Р.Р. (нач.смены ТЭЦ-2). Капитонов С.В. (директор УралВТИ, Челябинск). В наших ГЭКах и ГАКах сидят выпускники ФАД, имеющие кандидатские и докторские степени.

Весь нынешний руководящий состав факультета самый молодой в университете – все выпускники ФАД УГАТУ.

Традицией стало сотрудничество и успешная конкуренция с другими авиационными вузами. В конце 2012 года лучшие студенты специальности АД и преподаватели съездили в Рыбинск, на ежегодную олимпиаду авиавузов России и Украины по авиационным двигателям и вернулись с очередным успехом, заняв 2 место.

А летом 2014 года, команда под руководством зам. декана факультета Сенюшкина Н.С. заняла второе место на российском этапе Всемирной олимпиады роботов в Казани, уступив только Балтийскому университету.

Начиная с 2012 факультет, совместно с другими организациями, проводит республиканский молодежный авиационно-технический фестиваль "Точка отрыва".

Преподаватели, сотрудники и аспиранты факультета АД были зачинателями движения ССО в нашей стране (Буткин Н.С., Жернаков В.С., Гимранов Э.Г., Пятков Ф.И.). В 1964 году вышло Постановление обкома ВЛКСМ БАССР «О поддержке инициативы УАИ по организации ССО». А в 1972 сотрудник ФАД Пятков Ф.И., с участием Кривошеева И.А. и А.Хомского ездили на совещание секретарей комсомола авиавузов в Казань и добились их согласия на организацию объединенного ССО авиавузов «Союз», успешно работавшего на ВУКС – строительстве ж.д. «Белорецк-Чишмы» в 1972-1989 г.г. Активно участвовали в этом Бикбулатов А.М., Санкин Н.А., Каменев С.И., Байнак В.В.

Научная работа ФАД всегда была связана с решением серьезных оборонных задач. Под руководством профессора З.Г.Шайхутдинова разработан целый ряд решений, успешно применяющихся в ракетной технике. Созданная экспериментальная база теперь широко используется для работы с ГАЗПРОМом. Факультет лидирует в конкурсах грантов и в выполнении НИР по ФЦП в соответствии с приоритетными и критическими направлениями развития экономики и промышленности РФ. В настоящее время на факультете успешно трудится молодое поколение руководителей научных проектов ФЦП, грантов Президента РФ, РФФИ: д-ра техн.наук Ахмедзянов Д.А., Месропян А.В., кандидаты наук: Сенюшкин Н.С., Петров П.В., Целищев Д.В., Михайлова А.Б., Кишалов А.Е. и др.

За успехи в учебе, науке, общественной деятельности и спорте наши студенты и аспиранты (а все они обучаются по приоритетным направлениям) получают большие (до 25 тыс.руб. в месяц) стипендии.

Факультет оснащен современным, уникальным оборудованием. Существенно выросло число публикаций и научно-исследовательских работ студентов, участие в конкурсах инновационных проектов, в т.ч. У.М.Н.И.К. (более 15 проектов), работе в НИР по грантам. Нынешние студенты факультета уверенно используют современную вычислительную технику и программные пакеты, все новые возможности, в.т.ч дистанционное общение.

Факультет готовит специалистов на самом высоком мировом уровне, выпускники занимают лидирующие позиции в авиации, энергетике и космонавтике.

Нынешние студенты, преподаватели и сотрудники ФАД достойно продолжают и развивают славные традиции первого факультета лучшего университета Республики Башкортостан!

Декан


Ахмедзянов Дмитрий Альбертович
д-р техн.наук, профессор, декан факультета АД
Телефон: 273-06-35; 49-11

Помощники декана


Зырянов Алексей Викторович
Зам. декана по учебно-воспитательной работе
канд.техн.наук, доцент, доцент кафедры АД.
Курирует вопросы: ликвидации академической задолжностей,
отчисления студентов, назначения академической стипендии,
выдачу ведомостей на пересдачу.
Часы приема: ежедневно 11-20 – 12-10; 15-40–16-10
Телефон: 273-06-35; 49-11;


Сенюшкин Николай Сергеевич
Зам. декана по учебно-методической работе
канд.техн.наук, доцент кафедры АТиТ.
Курирует вопросы: разработки учебных планов,
составления расписания учебного процесса,
организационно-методического обеспечения учебного процесса,
восстановления на учебу, ликвидации переходных задолжностей,
перезачетов ранее сданных сессий.
Часы приема: ежедневно 11-20 – 12-10; 15-40 – 16-10
Телефон: 273-06-35; 49-11; 45-95;


Михайлова Александра Борисовна
зам.декана по научной работе
канд.техн.наук, доцент кафедры АД
Курирует вопросы: НИР, НИРС, проведения конференций.
Часы приема: ежедневно 11-20 – 12-10; 15-40 – 16-10
Телефон: 273-06-35; 49-11;


Петров Павел Валерьевич
Ученый секретарь Совета факультета АД
канд.техн.наук, доцент, доцент кафедры ПГМ,
Часы приема: ежедневно 11-20 – 12-10; 15-40 – 16-10
Телефон: 47-11;

Ученый совет проводится каждый последний четверг месяца.
Конкурсные дела подаются не позднее, чем за день до совета.

 

 

В состав факультета входят следующие кафедры:

Выпускающие:

Авиационных двигателей

Авиационной теплотехники и теплоэнергетики

Двигателей внутреннего сгорания

Прикладной гидромеханики

Общенаучные:

Сопротивления материалов

Теоретической механики

Базовая:

Транспорт газа (совместно с ООО "ГазпромТрансгазУфа")

Направления и специальности подготовки

Специальность: 160700.65 – «Проектирование авиационных и ракетных двигателей»

Специализация: «Проектирование авиационных двигателей и энергетических установок»

Период обучения: 5 лет

Форма обучения: очная

Авиационный двигатель – это основа летательного аппарата. При его разработке в конструкторских бюро доводке и изготовлении на предприятиях решается целый комплекс сложнейших задач. Инженеры специальности 160700 владеют глубокими знаниями в области проектирования, доводки и испытаний авиационных двигателей и энергетических установок летательных аппаратов и наземных энергетических объектов.

Выпускники данной специальности востребованы на предприятиях авиастроительной, авиадвигателестроительной, нефтегазовой промышленности при: проектировании, конструировании, производстве, испытании и исследовании газотурбинных и ракетных двигателей, способных перемещать в атмосфере, гидросфере и в космосе различные летательные аппараты и перемещающиеся в пространстве объекты, а также энергетических установок наземного применения (выработка тепло- и электроэнергии, приводы для перекачки газа и нефти и др.).

Направление: 160700.62 – «Проектирование авиационных и ракетных двигателей»

Профиль: «Авиационные воздушно-реактивные двигатели»

«Авиационная теплотехника»

Уровень подготовки: академический или прикладной бакалавр

Период обучения: 4 года

Форма обучения: очная

Бакалавр по направлению подготовки 160700.62 – «Двигатели летательных аппаратов» готовится к проектно-конструкторской, производственно-технологической, организационно-управленческой деятельности на предприятиях, занимающихся разработкой и производством авиационных двигателей и энергетических установок.

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: авиационные двигатели и энергетические установки ЛА и наземных установок, методы их проектирования, доводки, производства и испытаний.

Направление: 162300.62 – «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей»

Профиль: «Техническое обслуживание летательных аппаратов и двигателей»

Уровень подготовки: академический бакалавр

Период обучения: 4,5 года

Форма обучения: очная

Выпускники направления 162300.62 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» востребованы в авиакомпаниях, на предприятиях авиастроительной, авиадвигателестроительной и нефтегазовой промышленности при:

  • эксплуатации авиационной техники, в том числе, в цехах периодического и оперативного обслуживания авиационной техники, лабораториях, отделах технического контроля, производственно-технических отделах авиапредприятий (авиакомпании Ютейр, Вим-Авиа, международный аэропорт Уфа и др.);
  • эксплуатационно-ремонтных отделах двигателестроительных и авиастроительных предприятий (ОАО «УМПО», НПО НПП «Мотор», ОАО «Гидравлика» и др.);
  • эксплуатации наземных энергетических установок на предприятиях нефтегазовой отрасли и диагностики газо- и нефте- трубопроводов (ОАО «Газпром», ОАО «Нефтеавтоматика», ЗАО «Уфа-Авиагаз» и др.).

Направление: 160100.62 – «Авиастроение»

Профиль: «Технология производства вертолетов»

Уровень подготовки: академический бакалавр

Период обучения: 4 года

Форма обучения: очная

Область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя: область науки и техники, связанные с методами и средствами разработки авиационных конструкций, проведение исследований и способы производства, эксплуатации и обслуживания авиационной техники.

По окончании обучения выпускники направления 160100 «Авиастроение» приглашаются на работу в ведущие авиапредприятия России: ОАО «НПП «Мотор», ОАО «УМПО», ОАО «Газпром», подразделение Боинг в РФ, ОАО «Московский вертолетный завод (МВЗ) им. М.Л.Миля», ОАО «Камов», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «Роствертол», ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Про-гресс» и ОАО «Кумертауское авиационное про-изводственное предприятие».

Направление:141100 – «Энергетическое машиностроение»

Уровень подготовки: академический или прикладной бакалавр, магистр

Профиль: «Автоматизированные гидравлические и пневматические системы и агрегаты»

Актуальность данного направления, прежде всего, связана с углубленным изучением автоматизированного оборудования современной нефтегазовой промышленности, мобильной техники, наземного и воздушного транспорта, энергетики. Студенты получают специальную подготовку, позволяющую разрабатывать и испытывать новые образцы техники, эксплуатировать существующие автоматизированные системы. Специалисты данных направлений имеют дело с электро-пневмогидравлическими системами, их проектированием и эксплуатацией в различных отраслях промышленности. Развитие робототехники, создание гибких автоматизированных приводов, автоматическое управление летательными аппаратами и двигателями, транспортными и энергетическими установками, решение задач эффективности производства неразрывно связаны с совершенствованием гидро- и пневмосистем.

Областью профессиональной деятельности выпускников является конструирование и исследование элементов гидравлических, вакуумных, компрессорных и пневматических машин, агрегатов и систем.

Выпускники хорошо зарекомендовали себя и успешно работают на таких крупных предприятиях как ФГУП УАП «Гидравлика», НПП «Мотор», ОАО «УМПО», а также на предприятиях малого, среднего и крупного бизнеса.

Направление:190700 – «Технология транспортных процессов»

Профиль: «Организация перевозок и управление в единой транспортной системе»

«Организация и безопасность движения».

Уровень подготовки: академический или прикладной бакалавр

Студенты, обучающиеся по данному направлению, могут заниматься коммерческой эксплуатацией воздушного, автомобильного, железнодорожного, морского, речного транспорта в государственных (и других форм собственности) организациях и на предприятиях по перевозке грузов и пассажиров.

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются государственные организации и предприятия по перевозке грузов и пассажиров, транспортные организации и предприятия других форм собственности, службы безопасности движения, транспортно-экспедиционные предприятия и организации, региональные органы управления транспортной и государственной транспортной инспекции, маркетинговые службы и подразделения по изучению и обслуживанию рынка транспортных услуг, региональные системы товародвижения и перевозки пассажиров, производственные и сбытовые системы, организации и предприятия информационного обеспечения производственно-технологических систем.

Места работы: инженеры-менеджеры; организаторы перевозочного процесса и услуг всех видов транспорта в государственных транспортных предприятиях, региональных органах управления перевозками пассажиров и грузов, фирмах, ассоциациях международных перевозчиков, органах лицензирования и сертификации транспортных услуг, маркетинговых службах и подразделениях по изучению рынка транспортных услуг, в системе транспортных услуг и информационного обеспечения транспортно-технологических процессов при управлении перевозками.

По направлению 140100 – «Теплоэнергетика и теплотехника»

Уровень подготовки: академический бакалавр, магистр

Студенты обучающиеся по данному направлению занимаются эксплуатацией энергетического оборудования на предприятиях и организациях.

Направление 41100 – «Энергетическое машиностроение»,

профиль«Двигатели внутреннего сгорания».

Уровень подготовки: академический или прикладной бакалавр, магистр

Виды деятельности выпускников:

  • проектно-конструкторская (разработка двигателей и энергетических установок);
  • научно-исследовательская (теоретические и экспериментальные исследования процессов в двигателях и системах энергетических установок);
  • производственно-технологическая (производство и ремонт двигателей и энергетических установок);
  • монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная (эксплуатация, сервис, наладка и опытная проверка автомобилей, двигателей, оборудования и программных средств);
  • организационно-управленческая (организация работы коллективов исполнителей).

Научные исследования на факультете

Научно-исследовательскую работу на факультете АД ведут свыше 120 научных сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава и сотрудников НИЧ, в числе которых 20 докторов наук, 98 кандидатов наук, 60 инженеров и научных сотрудников без ученых степеней. Ученые факультета АД регулярно оказываются победителями в конкурсах грантов в рамках Федеральных целевых программ, РФФИ ,Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, программы «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» У.М.Н.И.К.». В оплачиваемых НИР активно участвуют аспиранты, магистранты и студенты. Ежегодно на факультете проводится студенческая научная конференция. Студенты принимают участие во Всероссийских и региональных конкурсах студенческих научных работ, в ежегодной олимпиаде авиационных вузов по авиадвигателестроению. Студентами и сотрудниками ежегодно подаются заявки на изобретения и государственную регистрацию программ для ПЭВМ. Научно-исследовательские работы на факультете выполняются по приоритетным направлениям технологического развития РФ как по госбюджетной тематике, так и по хоздоговорным НИР ежегодно в объеме более 100 млн. руб.

Результаты НИР используются в учебном процессе (в лекционных курсах и лабораторных практикумах, в УИРС, в курсовом и дипломном проектировании), докладываются на научных семинарах и конференциях, публикуются в различных отечественных и зарубежных сборниках и журналах.

На факультете АД ведутся НИР, в интересах авиадвигателестроения, энергетики, энергомашиностроения и транспорта по следующим направлениям:

1.Моделирование, САПР, информационная поддержка жизненного цикла ДЛА (CALS, ИЛП- для этапа эксплуатации):

  • Информационная поддержка проектирования, доводки и эксплуатации газотурбинных двигателей и установок (для ГПА и ЭУ) на основе ИПИ/CALS и ИЛП-технологий.
  • Моделирование двигателей и ЭУ, рабочих процессов в них;
  • Повышение надежности и ресурса авиационных и наземных ГТУ;
  • Техническая эксплуатация АД и газотурбинных приводов (ГТП) газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и энергоустановок;
  • Диагностика технического состояния АД и ГТУ;

С использованием разработанных средств имитационного моделирования (технология САМСТО, систем DVIG, Компрессор, Камера, Турбина, Ступени и т.д.) производится проектирование, отладка, диагностика технического состояния ГТД, ГТУ, реконструкция ТЭС и ТЭЦ, ракетных, прямоточных, пульсирующих и комбинированных ДЛА, авиационных ДВС. Разработанные турбодетандеры используются при транспортировке газа и его подачи потребителю для экономии энергозатрат. Разрабатываемые экологичные камеры сгорания используются в стационарных установках (ГПА) в Газпроме. Совместно с ЦИАМ и GE (General Electric) исследуются процессы горения, сажеобразования, эмиссия вредных веществ в КС ГТД. В интересах заводов, НИИ и академических институтов ведутся исследования в области механических свойств объемных наноматериалов. Исследуются вопросы управления, запуска, защиты от помпажа ГТД – с использованием разрабатываемых систем моделирования, в т.ч. средств полунатурного моделирования. Широко используются гибкие трубопроводы, методики их проектирования и изготовления. Бюро энергоаудита оказывает услуги промышленным организациям и предприятиям, в т.ч. энергетического профиля.

2. Исследования в области энергетики, авиаракетной теплотехники:

  • Тепловая защита ГТД и энергоустановок
  • Процессы сажеобразования, смесеобразования и снижение вредных выбросов при горении топлив. Разработка и внедрение малоэмиссионных горелочных устройств для модернизации существующих и перспективных ГТУ
  • Численно-аналитическое и экспериментальное исследование осложненного тепломассопереноса
  • Наземные энергетические установки на базе авиационных двигателей
  • Имитация высотных условий при наземных испытаниях РДТТ
  • Повышение эффективности использования энергии в энергетических и энерготехнологических установках и системах
  • Исследование влияния аэродинамических характеристик многоэтажных жилых домов различной конструкции на их потери тепловой энергии
  • Кинетика выделения газов из потока газонасыщенной жидкости

Примерами успешного внедрения разработок в области энергетики и авиаракетной теплотехники являются:

  • Промышленные образцы камер сгорания газоперекачивающих агрегатов ГТК-10-4, ГТК-10И, ГТК-10ИР, ГТ-750-6, ГТНР-16 на предприятиях «Баштрансгаз»,«Самаратрансгаз», «Волгоградтрансгаз», «Сургутгазпром», что позволило впервые в отечественной практике снизить выбросы вредных веществ до уровня лучших мировых образцов. Результаты исследований позволили модернизировать 182 газоперекачивающих агрегата на 28 компрессорных станциях в системе ОАО «Газпром».
  • Промышленный образец эксгаустерной установки для прокачки СО2 – лазерного комплекса, разработанного по заказу РАО «Газпром» и Троицкого института инновационных и термоядерных исследований (ТРИНИТИ, Московская область).
  • Гибкие фторопластовые бронированные шланги для наземного транспорта внедрены в АО «Камаз», изготовляются мелкосерийно.

3.Исследования в области конструкции и рабочих процессов в ДВС:

  • Моделирование поршневых ДВС. Разработана система имитационного моделирования функционирования поршневых и комбинированных ДВС, совершенствуются математические модели функционирования отдельных элементов ДВС, моделируются трехмерные нестационарные турбулентные течения и газодинамические источники шума ДВС.
  • Линейные свободнопоршневые двигатели. Устройства с линейными двигателями отличает компактность, автономность, экономичность. Основные разработки в этой области: мотоскороходы, мотоледоруб, мотокостылезабивалка, мотовиброплита, ручной ударный бензоинструмент, свайные молоты.
  • Унифицированный рабочий процесс ДВС. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена принципиальная возможность осуществления нового рабочего процесса, обеспечивающего работу ДВС на дизельном топливе, бензинах и топливах растительного происхождения (биоэтаноле) в широком интервале температур окружающей среды.
  • Управление характеристиками ДВС.Обоснована возможность расширения поля эффективной работы ДВС за счет расширения перечня регулирующих воздействий. Показано, что возможно сформировать постоянную предельную величину коэффициента наполнения и индикаторной мощности двигателя.
  • Технология модифицирования поверхностей.Технология основана на воздействии электрического разряда на поверхности деталей из алюминиевых, титановых и магниевых сплавов в среде электролита или в газовой среде. Поверхности, сформированные методом искрового упрочнения на алюминиевых сплавах характеризуются высокой твердостью, теплостойкостью, износостойкостью

4.Исследования в области управления летательными аппаратами и двигателями, транспортными процессами и процессами нефтедобычи:

  • электро-гидравлические системы управления летательными аппаратами.
  • исследование сверхзвуковых течений газа в узких и длинных каналах (входные устройства авиационных и прямоточных двигателей).
  • развитие вихревых технологий для использования в энергосырьевом секторе экономики.
  • электрогидравлические системы геофизического оборудования для нефтегазовых скважин.
  • организация и управление транспортными процессами.

По этой тематике на факультете АД создан учебно-научный иннвационный центр (УНИЦ) «Гидропевмоавтоматика» (сайт: gpa.ugatu.su) и научный образовательный центр (НОЦ) «Современные технологии энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления электрической, тепловой и других видов энергии», в структуру которого входят ведущие предприятия РБ. Факультет АД участвует в выполнении научно-технических программ и федеральных целевых России: «Регулируемые двигательные установки», «Транспорт», «Возобновляемые источники энергии», «Энергосберегающие технологии», ФКЦП «Интеграция».

Научные исследования по этой тематике проводятся при финансировании предприятиями промышленности: ОАО «УМПО» (г.Уфа), ФГУП «Гидравлика» (г.Уфа), ОАО «Салаватгидромаш», ОАО «СЗСМ» (г.Стерлитамак), ОАО «ИЗТМ» (г.Ишимбай), ОАО «ТЗА» (г.Туймазы),
ОАО НПП «Мотор» (г.Уфа), ОАО «АМК» (г.Аша), ФГУП «ГРЦ» (г. Миасс)».

5.Исследования в области теоретической механики:

  • Динамика сложных многофазных систем
  • Прочность машин и аппаратуры
  • Динамика гироскопических приборов на подвижном основании
  • Механика и физика необратимых деформаций металлов, теория и технология пластического формообразования металлов
  • Физико-феноменологическая модель ползучести металлов

6.Исследования в области фундаментальных и прикладных проблем механики деформируемых тел и конструкций

  • численные методы механики деформируемых тел,
  • фундаментальные и прикладные задачи теории упругости, пластичности и ползучести,
  • усталостная и длительная прочность элементов конструкции
  • обеспечение надежности и улучшения эксплуатационных качеств в авиадвигателестроении за счет создания прогрессивных новых технологий и конструкционных материалов, на основе более глубокого изучения закономерностей деформирования и разрушения материалов и элементов конструкций
  • разработка теоретических основ, моделей и алгоритмов расчета процессов образования и релаксации остаточных напряжений
  • исследование механики и старения композитных материалов

Основные результаты, полученные в этой области:

Показано, что разрушение элементов конструкций в ГТД происходит, как правило, в зонах концентрации напряжений: отверстия под заклёпки в жаровой части камеры сгорания и створок реактивного сопла, отверстия под стяжные болты в дисках компрессоров и турбин, отверстия под заклёпки в обшивке крыла и фюзеляжа и т.д. Для исследования концентрации напряжений разработан комплекс алгоритмов и программ, позволивший впервые решить ряд нелинейных задач концентрации напряжений в элементах авиационных конструкций с учетом пластичности конструкционных материалов, формы и размера концентраторов. Получены новые данные о характере распределения и уровне напряжений при упругопластических деформациях в зонах концентрации в пластинах и стержнях с отверстиями и выточками, в замковых соединениях лопаток турбомашин, резьбовых, шлицевых и фланцевых соединениях, а также других конструкциях.

Решена контактная задача термовязкоупругости о распределении нагрузки и концентрации напряжений в разъемных соединениях, в которой, помимо деформаций упругости и пластичности, дополнительно учитывались деформации ползучести конструкционного материала, возникновение которых характерно для теплонапряженных конструкций, получены новые данные о влиянии концентрации напряжений на термоусталостную и длительную прочность теплонапряженных элементов конструкции.

На основе МКЭ выполнен цикл исследований концентрации напряжений в элементах конструкций при так называемом «Сложном» нагружении, характеризующемся немонотонным изменением компонентов тензоров напряжений и деформаций, развитием деформаций пластичности и ползучести, а также сменой процессов нагружения и разгрузки в расчетных точках тела. Обнаружено, что концентрация напряжений существенным образом зависит от «истории» нагружения, т.е. закономерностей изменения внешних нагрузок и температур.

Решен ряд фундаментальных и прикладных задач механики разрушения и оценки трещиностойкости элементов конструкций.

Для расчета напряженно – деформированного состояния (НДС) в элементах конструкций с трещинами применен МКЭ в трехмерной постановке, в котором моделирование поля напряжений в окрестности трещины осуществлялось с помощью специальных сингулярных двадцати узловых конечных элементов 2-го порядка.

Разработана методика расчета остаточных напряжений при “сложном” нагружении в элементах конструкций из металлов и сплавов.

Решена задача построения моделей и алгоритмов расчета остаточных напряжений, формирующихся в условиях термосиловых воздействий и полимеризации материала.

В НИЛ композитных материалов и конструкций исследованы механизмы снижения упругих и прочностных характеристик слоистых материалов (стеклопластиков) при воздействии нестационарных температурно – силовых факторов, обусловленных сложными физико – химическими и механическими взаимодействиями на поверхности раздела армирующих волокон и матрицы, а также разупрочнением самих компонент.Получены закономерности изменения упругих и прочностных характеристик тканых стеклопластиков при растяжении, сжатии, сдвиге с учетом нестационарных температурно – силовых факторов.

Партнерство ФАД с предприятиями авиадвигателестроения, энергетики, энергомашиностроения, транспорта состоит в стажировках сотрудников, аспиранты работают на предприятиях по-совместительству, подбирают материал, проводят апробацию. Научные коллективы ФАД: НИЛ САПР-Д, НИЛ «Теплофизика», НИЛ «Экомотор» (каф.ДВС), бюро энергоаудита (каф.АТиТ), НИЛ «Гидропневмоавтоматика» (каф.ПГМ), НИЛ «Динамика и прочность» (каф.СМ).

Стратегическое сотрудничество ФАД в области подготовки кадров (в т. ч. целевой), выполнения НИОКР ведется с предприятиями и организациями. Прежде всего это авиамоторные НИИ (ЦИАМ, НИИД, ВИАМ, НИИРАТ), ОКБ (НПП «Мотор», СНТК им.Н.Д.Кузнецова, НПО «САТУРН», НТЦ «А.Люлька», ОАО «Авиадвигатель», Завод имени В.Я.Климова, КПБМ, СКТБ «Турбина», КБ «Молния», Энергомаш-корпорация) и заводы (ОАО УМПО, НПО САТУРН, ММПП Салют, ОАО «Пермские моторы», ОАО УАП Гидравлика), энергетические (БашкирЭнерго, ВТИ), транспортные организации (Баштрансгаз, ОАО Газпром), а также с авиационными вузами (СГАУ, КГТУ, ПГТУ, МАИ, РГАТУ, ХАИ).

Факультет АД УГАТУ обладает всеми необходимыми ресурсами для реализации на своей базе научной и образовательной инфраструктуры подготовки кадров для ОДК, ОАК, энергомашиностроения, энергетики и для транспортровки энергоресурсов в области новых технологий проектирования, производства и эксплуатации авиационных и ракетных двигателей, различных энегоустановок в т.ч. в области внедрения CALS и ИЛП-технологий, новых (в т.ч. композиционных) материалов, новых технологий в двигателестроении и наземном использовании ГТУ.