Институт авиационных технологий и материалов

[история института] [директор][кафедры института]
[направления и специальности подготовки]

История института (факультета)

Подразделений, именуемых факультетами, в начальный период работы авиационного института в Рыбинске (1932:1941) не существовало, и должностей деканов не было. Функции факультетов по руководству учебной работой выполняли Отделение холодной обработки металлов и Отделение авиационных двигателей. Руководителями отделения холодной обработки металлов были: Земляков С.И. (1932:1936) и Сивай А.В. (1936:1941).

Организационная структура Факультет впервые появилась в Уфе в 1942 году. Первым деканом нового, единого моторостроительного факультета, объединившего руководство всеми специальностями, был Сергей Иванович Куликов. В июне 1943 года из моторостроительного был выделен факультет станков и холодной обработки металлов (деканом временно был назначен заведующий лабораторией двигателей, инженер С.В.Сокуров, которого с 1 сентября сменил Базилевич Иван Александрович). В 1946 году факультет станков и холодной обработки металлов был переименован в механико-технологический факультет, который под этим названием функционировал более 30 лет. За эти годы деканами факультета были: Зиняев Иван Антонович (1946:1950); Василишин Тимофей Михайлович (1950:1955); Рабинович Меер Хаимович (1956:1960); Куликов Сергей Иванович (1960:1963); Полуянов Виктор Трофимович (1963:1964); Доброрез Александр Павлович (1965:1977).

До 1962 года на факультете была одна специальность: сначала – технологии холодной обработки металлов, потом – технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты. В 1962 году открылись две новые специальности: машины и обработка металлов давлением и оборудование и технология сварочного производства (на кафедре общей технологии и металловедения). 1964 год – открылась специальность автоматизация и комплексная механизация в машиностроении. В 1966 году на механико-технологическом факультете начались занятии с будущими инженерами-экономистами по специальности экономика и организация машиностроительной промышленности. 1968 год – образовались кафедры машины и обработка металлов давлением и оборудование и технология сварочного производства. В 1971 году из механико-технологического выделился инженерно-экономический факультет.

Учитывая характер и область будущей работы выпускников, содержание подготовки студентов всех специальностей механико-технологического факультета все более приобретало авиационную направленность. Поэтому в 1974 году он был переименован в авиационно-технологический факультет. 1976 год – открыта специальность машины и технология литейного производства. В связи с расширением объёма подготовки инженеров по специальностям горячей обработки металлов (сварка, литьё, обработка давлением) в 1977 году авиационно-технологический факультет был разделен на первый и второй авиационно-технологические факультеты.

Первый авиационно-технологический факультет готовил инженеров по трем специализациям одной специальности 0501 – технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты. На факультете было 5 кафедр: технологии машиностроения, металлорежущих станков и средств автоматизации, резания металлов и режущего инструмента, общей химии, деталей машин и теории механизмов.

Деканами факультета были: Доброрез Александр Павлович (1977: 1982); Буткин Николай Сергеевич (1982:1983); Рафиков Камиль Миргалимович (1983:1987); Буткин Николай Сергеевич (1987:1988); Зарипов Риф Акрамович (1988:1991).

Второй авиационно-технологический факультет готовил инженеров по трем специальностям: 0502 – машины и технология литейного производства, 0503 – машины и обработка металлов давлением, 0504 – оборудование и технология сварочного производства. На факультете было также пять кафедр: машины и обработка металлов давлением, оборудование и технология сварочного производства, машины и технология литейного производства, общей технологии и металловедения, начертательной геометрии и черчения (кафедра машины и технология литейного производства образовалась в 1981 году).

Деканами факультета были: Каганов Александр Александрович (1977:1986); Александров Игорь Васильевич (1986:1987); Маркелов Александр Александрович (1987:1991).

В 1991 г. эти факультеты вновь были объединены в один факультет авиационно-технологических систем и деканом был назначен Зориктуев Вячеслав Цеденович. С 2000 года по ноябрь 2001 года исполнял обязанности декана Шарипов Борис Усманович. В ноябре 2001 года деканом факультета был Поликарпов Юрий Васильевич. С сентября 2015 года по сентябрь 2016 года по обязанности декана факультета исполняла Караваева Марина Владимировна. С сентября 2016 года факультет авиационно-технологических систем переименован в институт авиационно-технологических систем. Директором института назначен Александров Игорь Васильевич. В январе 2017 года институт авиационно-технологических систем переименован в Институт авиационных технологий и материалов.

Руководство института


Директор института
Александров Игорь Васильевич
д-р физ-мат. наук, профессор


Заместитель директора
Никин Алексей Дмитриевич
канд. техн. наук, доцент


Заместитель директора по научной и инновационной деятельности
Рамазанов Камиль Нуруллаевич
д-р техн. наук, профессор


Заместитель директора по организационно-техническим вопросам
Мусин Фаниль Фанусович
канд. физ.-мат. наук, доцент

В настоящее время в составе института 6 кафедр:

На которых работают 209 сотрудников, из которых 19 докторов наук и свыше 80 кандидатов наук.

Здесь готовят специалистов по созданию, проектированию и эксплуатации современных технологий. При этом широко используются последние достижения науки и техники, современные достижения информационных методов обучения, в том числе системы CAD/CAM/CAE. Подготовка осуществляется по многоуровневой системе: бакалавр, дипломированный специалист (инженер), магистр по 16 направлениям и специальностям. В настоящее время на факультете на бюджетной и коммерческой основе обучаются около 2000 студентов дневной и заочной форм.

А также:

Направления и специальности подготовки

На старейшем факультете УГАТУ готовят специалистов по созданию, проектированию и эксплуатации современных технологий, широко используя современные достижения информационных методов обучения, CAD/CAM/CAE системы проектирования технологических машин, систем управления, технологий. Подготовка на факультете осуществляется по двухуровневой системе: бакалавр, магистр. После получения квалификации бакалавра (4 года обучения) студенты могут продолжить обучение по программе магистерской подготовки (ещё два года).

Бакалаврская и магистерская подготовка осуществляется по следующим направлениям:

  1. 150100 «Материаловедение и технологии материалов».
    • Профиль «Материаловедение и технологии новых материалов,
    • Профиль «Материаловедение и технологии наноматериалов и наносистем»
  2. 150700 «Машиностроение». Областью деятельности выпускников являются машины и оборудование различного назначения, методы их проектирования, производства, реновации и утилизации;
    • Профиль «Оборудование и технология сварочного производства».
    • Профиль «Реновация средств и объектов материального производства в машиностроении».
    • Профиль «Машины и технология обработки металлов давлением».
    • Профиль «Машины и технология литейного производства».
    • Профиль «Машины и технология высокоэффективных процессов обработки материалов»
  3. 151000 «Технологические машины и оборудование».
    • Профиль «Оборудование, инструмент и процессы механической и физико-технической обработки».
  4. 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».
    • 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств».
    • Профиль «Автоматизированное управление жизненным циклом продукции».
    • Профиль «Компьютерные системы управления качеством для автоматизированных производств».
  5. 221000 «Мехатроника и робототехника».
    • Профиль «Мехатроника»
  6. 221700 «Стандартизация и метрология».