Кафедра авиационных двигателей

[История кафедры] [Направления и специальности подготовки] [Характеристика ППС YouTube]
[Направления научной работы]] [Учебные, научные лаборатории и их оснащение]

 

История кафедры

Кафедра авиационных двигателей − одна из старейших кафедр нашего университета, со времен его основания в Новочеркасске и Рыбинске. На основе Моторного факультета Новочеркасского политехнического института в 1932 году в Рыбинске был создан РАТИ, переведенный в 1941 году в Уфу и названный УАИ, а теперь УГАТУ.

Выпускники кафедры АД успешно работают по полученной квалификации в самых разных сферах экономики страны, среди них и генеральные конструкторы, директора предприятий, и главные инженеры, и ведущие специалисты предприятий, руководители коммерческих структур в сфере бизнеса и др. В галерее портретов генеральных конструкторов авиадвигателей в Музее АД УГАТУ - портреты выпускников кафедры АД: Саркисова А.А., Гаврилова С.А., Романова В.И., Рыжова А.А. Выпускник ФАД Ивах А.Ф. руководит ОДК, а Генеральным конструктором НПП Мотор сейчас является выпускник ФАД Скиба В.В.

Наибольший вклад в становление и развитие кафедры и факультета АД вложили профессора Мавлютов Р.Р., Шайхутдинов З.Г., Ахмедзянов А.М., Рудой Б.П. и Русак А.М. Их мемориальные доски вывешены рядом с созданными ими кафедрами и лабораториями.

На кафедре работают 7 профессоров и 8 доцентов, развиваются созданные профессорами Мавлютовым Р.Р., Шайхутдиновым З.Г., Ахмедзяновым А.М., Рудым Б.П. и Русаком А.М. признанные в России и в мире научные школы (Фундаментальные и прикладные проблемы механики деформируемых тел и конструкций; Автоматизированное проектирование авиационных двигателей и информационные технологии в двигателестроении; Энергомашиностроение), выполняются исследования в интересах обороны, авиа- и ракетостроения, энергомашиностроительного комплекса. Развивается сотрудничество с авиамоторными, ракетостроительными ОКБ и заводами, с авиакомпаниями, с зарубежными университетами, отраслевыми НИИ (ЦИАМ, ЦАГИ) и академическими институтами.

 

Направления и специальности подготовки

Специальность: 160700.65 – «Проектирование авиационных и ракетных двигателей»

Специализация: «Проектирование авиационных двигателей и энергетических установок»

Период обучения: 5 лет

Форма обучения: очная

Авиационный двигатель - это основа летательного аппарата. При его разработке в конструкторских бюро доводке и изготовлении на предприятиях решается целый комплекс сложнейших задач. Инженеры специальности 160700 владеют глубокими знаниями в области проектирования, доводки и испытаний авиационных двигателей и энергетических установок летательных аппаратов и наземных энергетических объектов.

Выпускники данной специальности востребованы на предприятиях авиастроительной, авиадвигателестроительной, нефтегазовой промышленности при: проектировании, конструировании, производстве, испытании и исследовании газотурбинных и ракетных двигателей, способных перемещать в атмосфере, гидросфере и в космосе различные летательные аппараты и перемещающиеся в пространстве объекты, а также энергетических установок наземного применения (выработка тепло- и электроэнергии, приводы для перекачки газа и нефти и др.).

 

Направление: 160700.62 – «Проектирование авиационных и ракетных двигателей»

Профиль: «Авиационные воздушно-реактивные двигатели»

Период обучения: 4 года

Форма обучения: очная

Бакалавр по направлению подготовки 160700.62 – «Двигатели летательных аппаратов» готовится к проектно-конструкторской, производственно-технологической, организационно-управленческой деятельности на предприятиях, занимающихся разработкой и производством авиационных двигателей и энергетических установок.

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: авиационные двигатели и энергетические установки ЛА и наземных установок, методы их проектирования, доводки, производства и испытаний.

 

Направление: 162300.62 – «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей»

Профиль: «Техническое обслуживание летательных аппаратов и двигателей»

Период обучения: 4,5 года

Форма обучения: очная

Выпускники направления 162300.62 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» востребованы в авиакомпаниях, на предприятиях авиастроительной, авиадвигателестроительной и нефтегазовой промышленности при:

  • эксплуатации авиационной техники, в том числе, в цехах периодического и оперативного обслуживания авиационной техники, лабораториях, отделах технического контроля, производственно-технических отделах авиапредприятий (авиакомпании Ютейр, Вим-Авиа, международный аэропорт Уфа и др.);
  • эксплуатационно-ремонтных отделах двигателестроительных и авиастроительных предприятий (ОАО «УМПО», НПО НПП «Мотор», ОАО «Гидравлика» и др.);
  • эксплуатации наземных энергетических установок на предприятиях нефтегазовой отрасли и диагностики газо- и нефте- трубопроводов (ОАО «Газпром», ОАО «Нефтеавтоматика», ЗАО «Уфа-Авиагаз» и др.).

 

Направление: «160100.62 Авиастроение»

Профиль: «Технология производства вертолетов»

Период обучения: 4 года

Форма обучения: очная

Область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя: область науки и техники, связанные с методами и средствами разработки авиационных конструкций, проведение исследований и способы производства, эксплуатации и обслуживания авиационной техники.

По окончании обучения выпускники направления 160100 «Авиастроение» приглашаются на работу в ведущие авиапредприятия России: ОАО «НПП «Мотор», ОАО «УМПО», ОАО «Газпром», подразделение Боинг в РФ, ОАО «Московский вертолетный завод (МВЗ) им. М.Л.Миля», ОАО «Камов», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «Роствертол», ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Про-гресс» и ОАО «Кумертауское авиационное про-изводственное предприятие».

 

Направления научной работы

Основное научное направление кафедры АД в настоящее время - разработка новых информационных технологий в проектировании авиационных двигателей. По этой тематике силами сотрудников НИЛ методов моделирования сложных технических объектов и преподавателей кафедры ведется работа по созданию компьютерной технологии проектирования, конструирования авиадвигателей и их узлов. По отдельным деталям (лопаткам компрессоров и турбин) удается довести цепочку автоматизации до технологической подготовки и изготовления деталей и оснастки. К настоящему времени разработаны и внедрены в ряде моторных ОКБ подсистемы САПР:

  • ПАРАД (система параметрического анализа рабочего процесса авиационных двигателей);
  • АСПАД (интегрированная САПР для работы специалистов ОКБ в режиме коллективного пользования по проектированию двигателей и его узлов с информационным обменом через банк данных);
  • ПАРАД (подсистема структурного и параметрического синтеза, анализа и оптимизации на уровне двигателя на базе IBМ РС и совместимых с ними компьютеров);
  • Интегрированная САПР "Лопатка" (охватывающая этапы проектирования, конструирования, технологической подготовки и изготовления лопаток компрессоров, турбин и близких к ним деталей авиадвигателей - версия на ЕС ЭВМ в среде отечественной системы Альфа (УГАТУ) и на IBM типа Pentium в среде CAD/CAM Cimatron);
  • Подсистемы САПР "Турбина" и "Компрессор" (обеспечивающие проектирование узла в объеме эскизного проекта - версии для ЕС ЭВМ и IBM PC).

 

В стадии разработки и развития находятся подсистемы САПР-Д, реализуемые на IВМ РС и совместимых с ними компьютерах:

  • DVIG (подсистема структурного и параметрического синтеза, анализа и оптимизации на уровне произвольных схем ГТД и энергетических установок);
  • ПГУ (подсистема моделирования парогазотурбинных энергетических установок);
  • РАСКАД (подсистема геометрического моделирования двигателя на основе результатов подсистемы ПАРАД);
  • ПАРЛОП (подсистема структурного и параметрического синтеза, анализа и оптимизации лопаточных машин - компрессоров и турбин в составе авиадвигателя);
  • РАСКАД "Турбина" (подсистема геометрического моделирования турбины на основе результатов подсистемы ПАРЛОП);
  • РАСКАД "Компрессор" (подсистема геометрического моделирования компрессоров на основе результатов подсистемы ПАРЛОП);
  • САМАС (подсистема синтеза и анализа механизмов).

 

Развивается направление создания среств и технологии автоматизирован- ного моздания САПР (Framework и CALS-технолгия) Создано и широко используется универсальное средство САМСТО. Разработана и развивается База знаний с удаленным доступом в области тепловыхдвигателей и энергоустановок (БЗУД). Работа по созданию и внедрению САПР в процессы создания авиационных двигателей в промышленности требует проведения методологического анализа процессов, протекающих в ОКБ и на серийных заводах (по проектированию, конструированию, доводке, производству, испытаниям изделий). Кроме того, необходимо хорошо ориентироваться в области вычислительной техники и программных средств, адаптировать их и создать собственные инструментальные средства, накапливать прикладное программное обеспечение, моделировать авиадвигатели и их узлы и протекающие в них процессы. Все это позволяет коллективу кафедры быть на уровне научно-технического прогресса в области авиадвигателестроения и новых технологий в обучении. По направлению достигнуты следующие результаты : защищено 4 докторских, 25 кандидатских диссертаций; изданы 4 монографии, 3 учебника и учебных пособия с грифом Минвуза, публикация 250 научных статей, продемонстрированы разработки кафедры на выставках и семинарах отраслевого, республиканского, всесоюзного и международного уровней с получением дипломов и призов. Научные разработки кафедры широко используются в учебном процессе. Новая информационная технология в обучении реализуется на основе создаваемых на кафедре компьютерных учебников по курсам "Теория ВРД", "Теория механизмов и машин", систем автоматизированного обучения и контроля, учебных информационно-поисковых систем и банков данных, учебно-исследовательских САПР.

 

Проблемы обеспечения надежности авиадвигателей

В середине 60-х годов сотрудники кафедры приступили к разработке крупной научно-исследовательской темы, связанной с повышением надежности и качества выпускаемых двигателей. При участии всего коллектива кафедры проводились статистические и аналитические исследования влияния малых отклонений в геометрии изготавливаемых деталей двигателя на характеристики двигателей и их узлов.

 

Гибкие трубопроводы

В это же время развернулась работа по исследованию динамики гибких трубопроводов, и была создана отраслевая (МАП) научно-исследовательская лаборатория гибких трубопроводов (ОНИЛ ГТ). В настоящее время несмотря на довольно тяжелые условия, связанные с переоснащением отрасли, лаборатория ГТ сумела сохранить свое"лицо" - разработку и совершенствование гибких трубопроводов и компенсаторов. Лаборатория активно участвовала в исследовании и доводке сильфонного компенсатора в системе подачи горючего комплекса "Энергия-Буран", разработке эскизного проекта высотно-климатического стенда для испытаний ВГТД и утверждения его в ЦИАМ, проведении полного объема НИОКР по созданию гибкого трубопровода выхлопной системы автомобилей КамАЗ всех модификаций. На протяжении последних 20 лет на кафедре интенсивно проводятся исследования по проблеме ускоренных ресурсных испытаний высоконадежных сложных технических изделий (авиационных двигателей, короткоресурсных турборгенераторов, турбонасосных установок, привод генераторов и др.). По теме проводимых исследований опубликовано более 150 работ в научной печати, подготовлена и защищена докторская диссертация, подготовлены 4 и защищены 2 кандидатские диссертации. Созданы экспериментальные стенды для проведения научно-исследовательских работ по тематике проблемы. Результаты исследований внедрены на предприятиях Уфы (НПП "Мотор", УАП "Гидравлика", ОКБ "Гидромеханика"), Москвы (АКБ "Кристалл", ЦИАМ), Харькова (ФЭД), Днепропетровска (ДАЗ).

 

Научные публикации, участие в выставках, конференциях

Научные сотрудники кафедры АД публикуются в ведущих журналах "Авиационная техника", "Авиационная промышленность" и т.д. Опубликовано около десятка монографий. На кафедре более 20-ти лет, начиная с 1972 года, ежегодно издается межвузовский научный сборник "Испытания авиационных двигателей". Сборник организован по инициативе работников вузов и промышленности, активно занимающихся вопросами экспериментальных исследований рабочего процесса авиадвигателей и их узлов. Редакционная коллегия сборника состоит из ведущих специалистов страны в области испытания. В сборнике публикуются статьи и сообщения, освещающие результаты работ по следующим тематическим разделам: разработка и создание испытательных стендов, систем регистрации параметров; статистический анализ результатов испытаний, оптимизация отладки и корректировки, оценка метрологических характеристик систем регистрации, особенности различных видов испытаний, идентификация математических моделей по результатам испытаний и т.д. Длительный опыт издания сборника "Испытания авиационных двигателей" показал, что к нему проявляют интерес как представители вузов, так и работники промышленности: они активно выступают на страницах сборника по актуальным вопросам авиадвигателестроения. Преподаватели вузов постоянно черпают из этой своеобразной информационной базы знаний (издано более 500 статей) необходимые материалы для традиционных дисциплин при подготовке студентов по специальности "Авиационные двигатели и энергетические установки", а также при постановке новых спецкурсов по актуальным проблемам авиадвигателестроения. Эта база знаний позволяет своевременно преодолевать основную трудность преподавания специальных дисциплин, обусловленную необходимостью в сжатые сроки исчерпывающе отражать определенную область научных знаний, в то время как объем этих знаний непрерывно расширяется за счет результатов научных работ, ставших достижением практики.

 

Связь научных исследований с учебным процессом

Новая информационная технология в обучении реализуется на основе создаваемых на кафедре компьютерных учебников по курсам "Теория ВРД", "Теория механизмов и машин", систем автоматизированного обучения и контроля, учебных информационно-поисковых систем и банков данных, учебно-исследовательских САПР.

 

Работа аспирантуры и докторантуры на кафедре

На кафедре с 1965 года работает аспирантура. Тематика диссертационных работ, как правило, вписывается в круг разрабатываемых на кафедре проблем. Эффективность аспирантуры достаточно высока, что обеспечивается: четко сформулированной целью конкретного исследования; научными задачами, решение которых необходимо для достижения поставленной цели; систематической работой научных руководителей с аспирантами. В качестве научных руководителей при подготовке аспирантов специальности "Тепловые двигатели" задействованы наиболее квалифицированные преподаватели кафедры. На кафедре имеются все условия для подготовки кадров высшей квалификации, о чем свидетельствуют квалифицированная консультация, подготовка и успешная защита в специализированных советах диссертаций на соискание ученой степени доктора технических наук.

 

Историческая справка по развитию научных исследований

В предвоенные годы одними из первых организаторов научных исследований на кафедре были доценты Березин И.А. и Орманов П.И, возглавлявшие кафедры КАД и МС (ныне АД) в РАИ. Они руководили созданным осенью 1933 года конструкторским бюро, в котором большая группа студентов-энтузиастов занималась проектированием и строительством аэросаней, двигателей для моторной авиации, различных стендов, установок, учебно-наглядных пособий. Позднее научно-исследовательские работы проводились по договорам в интересах моторостроительного завода и других предприятий города Рыбинска. Перебазирование института в Уфу, освоение и становление учебного процесса в новых условиях сдерживало развитие научных исследований до середины 60-х годов. В середине 60-х годов сотрудники кафедры приступили к разработке крупной научно-исследовательской темы, связанной с повышением надежности и качества выпускаемых двигателей. При участии всего коллектива кафедры проводились статистические и аналитические исследования влияния малых отклонений в геометрии изготавливаемых деталей двигателя на характеристики двигателей и их узлов. По этой теме были защищены одна докторская и более десяти кандидатских диссертаций.В это же время развернулась работа по исследованию динамики гибких трубопроводов, и была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория гибких трубопроводов (ОНИЛ ГТ). В настоящее время несмотря на довольно тяжелые условия, связанные с переоснащением отрасли, лаборатория ГТ сумела сохранить свое"лицо" - разработку и совершенствование гибких трубопроводов и компенсаторов, а также освоить новую для себя специальность - высотно-климатические испытания ВГТД и высотно-климатические стенды. Лаборатория активно участвовала в исследовании и доводке сильфонного компенсатора в системе подачи горючего комплекса "Энергия-Буран", разработке эскизного проекта высотно-климатического стенда для испытаний ВГТД и утверждения его в ЦИАМ, проведении полного объема НИОКР по созданию гибкого трубопровода выхлопной системы автомобилей КамАЗ всех модификаций. На протяжении последних 20 лет на кафедре интенсивно проводятся исследования по проблеме ускоренных ресурсных испытаний высоконадежных сложных технических изделий (авиационных двигателей, короткоресурсных турборгенераторов, турбонасосных установок, привод генераторов и др.). По теме проводимых исследований опубликовано более 150 работ в научной печати, подготовлена и защищена докторская диссертация, подготовлены 4 и защищены 2 кандидатские диссертации. Созданы экспериментальные стенды для проведения научно-исследовательских работ по тематике проблемы. Результаты исследований внедрены на предрпиятиях Уфы (НПП "Мотор", УАП "Гидравлика", ОКБ "Гидромеханика"), Москвы (АКБ "Кристалл", ЦИАМ), Харькова (ФЭД), Днепропетровска (ДАЗ).

Указанные разработки по результатам конкурса, проведенного в 1991 году Российским НИИ информационных систем, приняты к тиражированию в вузах страны.

 

Учебные, научные лаборатории и их оснащение

 

Лаборатория математического моделирования сложных технических cистем

НИЛ САПР-Д (систем автоматизированного проектирования двигателей), научный руководитель д-р техн.наук, профессор Кривошеев И.А., НИЛ САПР-Д зарегистрирована в реестре научных подразделений как структурное подразделение УГАТУ  (№ 1111/1211/4154), год основания 1986. Адрес: 450000, Уфа, ул.К.Маркса, 12, корп.2, ком.503А

Коллектив (основные исполнители)

  • д-р техн.наук, профессор Ахмедзянов Д.А.
  • д-р техн.наук, профессор Горюнов И.М.
  • д-р техн.наук, профессор Кульга К.С.
  • канд.техн.наук, доцент Сенюшкин Н.С.
  • канд.техн.наук, доцент Кишалов А.Е.
  • канд.техн.наук, ст. науч. сотр. Кожинов Д.Г.
  • канд.техн.наук, доцент Михайлова А.Е.
  • канд.техн.наук, мл. науч. сотр. Сапожников А.Ю.
  • канд.техн.наук, мл. науч. сотр. Годованюк А.Г.
  • канд.техн.наук, ст.преп Михайлов А.Е.
  • мл. науч. сотр. аспирант Шабельник Ю.А.
  • мл. науч. сотр. аспирант Рожков К.Е.
  • мл. науч. сотр. аспирант Симонов Н.Б.
  • мл. науч. сотр. аспирант Суханов А.В.

Сфера деятельности: Моделирование, автоматизированное проектирование ДЛА (двигателей летательных аппаратов) и энергоустановок, информационная поддержка их жизненного цикла (CALS/ИПИ, в т.ч. ИЛП-технологии поддержки ЖЦ ДЛА).

Опыт реализации научно-технических разработок и проектов: с 1985 года коллектив был основным организатором и исполнителем в отраслевой программе МАП САПР-Д, в которой участвовали ряд научных групп из УАИ, МАИ, КАИ и КуАИ. Программа в целом координировалась тремя НТОКС (научно-техническими отраслевыми координационными советами) по автоматизации проектирования и испытаний при ЦИАМ; по автоматизации проектирования и конструирования при КНПО Прогресс, Самара (теперь ПАО «Кузнецов»), по автоматизации изготовлении при НИИД (Москва). Коллективом в УАИ была разработана и в 1990 году в ЛНПО Труд (теперь АО «Климов», С-Петербург) продемонстрирована в действии первая отечественная Интегрированная информационная система, позволившая реализовать в авиамоторном ОКБ режим параллельного проектирования (на основе PDM, реализованной с помощью СУБД Oracle), включающей отечественную CAD/CAM «Альфа», разработанную на кафедре НГиЧ УАИ, а также комплексы программ для расчета ГТД и его узлов (САПР «Эскизный проект ГТД»). В дальнейшем в коллективе на ПК для ОС DOS и Windows разработаны СИМ (системы имитационного моделирования ГТД, его узлов и систем)- DVIG (ряд версий для ГТД, для различных ГТУ, для моделирования переходных процессов вместе с элементами автоматики, для отладки включения форсажа при испытаниях, для идентификации моделей ГТД и узлов по результатам испытаний и контроля в эксплуатации), Compressor, Stupeny, Venez, Камера, Турбина, Форс.камера. Разработана открытая технология имитационного моделирования («оболочка») – МетаСАПР/Framework САМСТО. Разработана «оболочка» для создания ИЭТР (интерактивных электронных технических руководств) ИЭТР-builder. С ее помощью по заказам ПАО «УМПО» и АО «НПП Мотор» разработаны ИЭТР для АЛ-31СТ и ГТУ10/95. На сайте НИЛ САПР-Д и кафедры АД выставлены разработанные «Электронный атлас ГТД» и «Виртуальный Музей АД».

Разработки НИЛ САПР-Д внедрены в авиамоторных ОКБ (ПАО «Кузнецов», АО «НПП Мотор», АО «УАП Гидравлика»), в учебный процесс УГАТУ, СГАУ и др.

Ежегодно сотрудники НИЛ САПР-Д выполняют объем НИР на 10 млн. в год - по нескольку хоз.договоров с предприятиями, грантов в рамках ФЦП МинОбрНауки РФ и РФФИ (которые выигрывают на основании созданного задела и успешно выполненных НИР за предыдущие годы). Высокий потенциал коллектива способствует тому, что кафедра АД уже несколько лет является одним из лидеров в рейтинге выпускающих кафедр УГАТУ.

По результатам выполнения НИР сотрудниками НИЛ САПР-Д издается по 2-3 монографии в год в издательстве «Машиностроение», учебные пособия (в издательствах МАИ и УГАТУ), статьи в рецензируемых журналах (в Иркутске, Харькове, Воронеже, Москве, Казани, Уфе).

Сотрудники НИЛ САПР-Д приглашаются и выезжают с лекциями в КНР (в НАКУ – Нанкинский аэрокосмический университет), на стажировки и участие в Международных авиасалонах (Фарнборо, Ле-Бурже, МАКС). Магистрант (участвовавший в выполнении грантов в НИЛ САПР-Д) Фаршатов Р.И. по результатам своей работы успешно выступил на студенческой конференции Pegasus в г. Пуатье (Франция) в 2012, что способствовало приему УГАТУ в международную ассоциацию аэрокосмических вузов Pegasus.

Перечень высокотехнологичного, уникального оборудования

НИЛ САПР-Д использует ПК и ПО, приобретенные на заработанные средства. Имеется доступ к оборудованию, закупленному на ФАД по инициативе и при активном участии сотрудников НИЛ САПР-Д в рамках ИОП УГАТУ (в 2007-2008 г.г.), к стендам для испытаний ГТД и его узлов, к экспонатам Музея АД.

Ключевые слова для поиска

НИЛ САПР-Д, CALS, ИПИ, ИЛП, имитационное моделирование, САМСТО, DVIG, Compressor, Stupeny, Venez, Камера, CAD/CAE, ИЭТР.

Контактная информация

Кривошеев Игорь Александрович, научный руководитель НИЛ САПР-Д, 2-503А, тел. 45-95; 273-36-77, krivosh@sci.ugatu.ac.ru

Адрес: 450000, Уфа, ул.К.Маркса, 12, корп.2, к.503А

 

Лаборатория динамики и прочности

Лаборатория динамики и порочности, общей площадью 72 кв.м, предназначена для проведения лабораторных работ со студентами по дисциплинам:

  • "Конструкция АД и ЭУ";
  • "Динамика и прочность АД";
  • "Колебания элементов энергетических машин".

 

Одновременно лаборатория используется для выполнения научно-исследовательских работ по хоздоговорным темам. Лаборатория оснащена двумя электродинамическими вибростендами ВЭДС-400А, механическим вибростендом ВУС-70/100 и целым рядом установок для проведения лабораторных работ.Основными из них являются: установка для исследования критических частот вращения однодискового ротора на жестких опорах; установка для исследования критических частот вращения однодискового ротора на упругих опорах; установка для динамического уравновешивания ротора; установка для исследования малоцикловой прочности деталей энергетических машин; установка для исследования колебаний лопаток и дисков энергетических машин.

 

Лаборатория гибких трубопроводов

Одним из ведущих направлений научно-исследовательской работы кафедры "Авиационные двигатели" является исследование, разработка гибких металлических и фторопластовых рукавов и сильфонных компенсаторов трубопроводных систем. Кафедра ведет работу в указанном направлении с 1965 года в тесном контакте с основным разработчиком и изготовителем гибких трубопроводов для авиапромышленности России. В 1974 году совместным приказом министерства авиационной промышленности СССР и министерства высшего образования Российской Федерации была организована отраслевая научно-исследовательская лаборатория по гибким трубопроводным системам двигателей летательных аппаратов (ДЛА) и летательных аппаратов (ЛА) (ОНИЛ "Гибкие трубопроводы"). За 20 с лишним лет деятельности ОНИЛ "Гибкие трубопроводы" выполнены исследования по вопросам: влияния анизотропии ленты-заготовки и вида материала на формообразование гофров и величины остаточных напряжений готовых гибких трубопроводов; оптимизации параметров технологического процесса с целью повышения прочностной надежности конструкции ГМГ; статической устойчивости, мало- и многоцикловой прочности сильфонных компенсаторов трубопроводных коммуникаций ДЛА и ЛА ; динамической устойчивости и прочности фторопластовых, металлических рукавов и сильфонных компенсаторов; оптимального проектирования и разработки универсальной системы автоматизированного проектирования гибких трубопроводов. В период с 1974 года и по настоящее время сотрудниками ОНИЛ "Гибкие трубопроводы" получено более 110 авторских свидетельств и патентов на способы изготовления и конструкции гибких трубопроводов. Указанные разработки внедрены и используются в технологическом процессе, на объектах авиакосмической техники , в автомобильной, металлургической промышленности и на других технических объектах. С 1975 года и по настоящее время сотрудниками научно-исследовательской лаборатории защищены 12 кандидатских и 2 докторские диссертации, опубликовано более 250 научных статей, издано 2 монографии,4 учебных пособия. Некоторые патенты НИЛ "Гибкие трубопроводы", на основе проведения полного объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ конкретных конструкций гибких металлических трубопроводов и сильфонных компенсаторов, внедрены в виде массовой и серийной продукции в АО "КамАЗ", АО "АвтоВАЗ" и др. крупных предприятиях России.

 

Лабораторный комплекс кафедры АД по испытанию полноразмерных ГТД

Лабораторный комплекс кафедры АД по испытанию полноразмерных ГТД построен на загородной территории УГАТУ вблизи Уфимского аэропорта. Общая площадь комплекса составляет более 1000 кв.м. В состав комплекса входят следующие стенды, установки и участки: термокамера для подогрева воздуха на входе в двигатель; стенды для испытания вспомогательных силовых установок (ВСУ) ТА-6, ТА-6А, турбоагрегатов типа ТГ и ТНУ, предназначенных для энергетического обеспечения систем ЛА при неработающих маршевых двигателях; стенд для испытания полноразмерного турбореактивного двигателя с форсажной камерой Р25-300; стенд для определения характеристик осевой ступени компрессора; учебные классы; пультовые для дистанционного управления и контроля параметров двигателей и установок; механосборочный участок; вспомогательные помещения, ангары, топливохранилище и т.д. Комплекс предназначен для проведения лабораторных занятий у студентов бакалаврского направления 551000, а также у студентов специальностей 130200 и 130300 по профилирующим дисциплинам. Комплекс имеет необходимое оборудование для проведения научно-исследовательских и доводочных работ по повышению надежности серийных и опытных ВСУ и турбоагрегатов.

Основные технические данные комплекса:Количество одновременно испытываемых ГТД 2
Общее число контролируемых параметров 136
Диапазон температур воздуха в ВГТД, установленный в термокамере, оС (-30) - (+60)
Расход воздуха через термокамеру, кг/с 0 - 8
Емкость топливохранилища, т 60

 

Лаборатория диагностики

Лаборатория диагностики предназначена для проведения лабораторных работ со студентами по дисциплинам:

  • "Надежность и техническая диагностика";
  • "Диагностика и неразрушающий контроль авиационных силовых установок и летательных аппаратов";
  • "Эксплуатационная надежность авиационных силовых установок и летательных аппаратов";
  • "Технологические процессы технического обслуживания авиационных силовых установок и летательных аппаратов
  • "Испытания и обеспечение надежности авиационных двигателей и энергетических установок".

Лабораторная база:

Автоматизированный диагностический комплекс АДК «ПРИЗМА» для анализа состава продуктов износа и состава стружки в рабочих маслах авиационных двигателей

Ультразвуковые толщиномеры УТ-111, ТУЗ-2. Предназначены для измерения толщины различных изделий из металлов и неметаллов, включая изделия, доступ к которым имеется только с одной стороны. Прибор может быть использован во всех отраслях промышленности. С помощью ультразвукового толщиномера может измеряется толщина стенок трубопроводов, сосудов давления, котлов и других ответственных и особо опасных объектов, в том числе для определения степени коррозионного и эрозионного износа по остаточной толщине.

Динамический твердомер ТДМ-3. Предназначен для измерения твердости конструкционных, углеродистых и нержавеющих сталей, а также сплавов из цветных металлов по шкалам Роквелла (HRC), Бринелля (HB), Виккерса (HV) и Шора (HSD).