Кафедра менеджмента и маркетинга

[История кафедры] [Направления и специальности подготовки] [Характеристика ППС]
[Направления научной работы] [Учебные, научные лаборатории и их оснащение]

 

История кафедры

Кафедра МиМ была создана в соответствии с приказом ректора № 285 от 05.05.1996 г.

Заведующим кафедрой со времени её создания является доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан Зиннуров Ульфат Гаязович.

Кафедра МиМ была организована на базе кафедры экономики инноваций и маркетинга. С самого начала своей деятельности кафедра избрала стратегию углубленной диверсификации образовательных программ. Так, начав свою деятельность с подготовки дипломированных специалистов по специальности «Менеджмент организации» и бакалавров по направлению «Менеджмент», кафедра с 1999 года осуществляет подготовку еще и по специальности «Маркетинг», а с 2001 года ведет подготовку магистров по программам «Общий и стратегический менеджмент», «Маркетинг», «Международный бизнес», «Менеджмент в связях с общественностью и рекламе» На перечисленных образовательных программах кроме российских студентов проходили и проходят обучение также и иностранные студенты из Турции, Китая, Вьетнама. Более углубленную подготовку лучшие магистранты и студенты получают в процессе обучения в аспирантуре кафедры по научным специальностям 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» и 220008 «Социология управления». Более 45 аспирантов и соискателей уже стали кандидатами наук, часть из которых является преподавателями кафедры.

Кафедра в течение 1998-2007 годов приняла самое активное участие в реализации Президентской программы Российской Федерации по переподготовке управленческих кадров по направлению «Маркетинг». Её слушатели, пройдя 8-ми месячное обучение на кафедре, направлялись на стажировку на 2-6 месяцев на родственные предприятия Германии, Великобритании, США, Канады, Японии, Испании, Франции. С 1998 года таких специалистов подготовлено более 100 человек. Всё это свидетельствует о том, что кафедра успешно реализовала многоуровневую систему образования: бакалавр-специалист – магистр-слушатель Президентской программы – аспирант (соискатель).

Команды студентов кафедры активно участвуют в различных конкурсах и олимпиадах. Завоеваны призовые места во Всероссийских студенческих олимпиадах по менеджменту и маркетингу (г. Хабаровск, 2005 г.; г. Ульяновск, 2012 г.).

В преподавательской деятельности кафедра делает акцент на применении современных методах интерактивного обучения в виде видеоотренинга, модерации, ролевых игр, деловых обучающих игр (кейсов).

 

Направления и специальности подготовки

Направление подготовки бакалавров 080200 «Менеджмент»

Формы и сроки обучения: очная 4 года; заочная – 4,5 года; очно-заочная (вечерняя) – 4 года; сокращенная – 3,5 года.

Присваиваемая квалификация (степень) – бакалавр.

1. Профиль «Менеджмент организации»

Цель основной образовательной программы – подготовка студентов к эффективной профессиональной деятельности в области менеджмента в организациях различных организационно-правовых форм собственности, в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления, либо являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.

Чем занимается менеджер?

Разрабатывает долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели предприятия и его отдельных подразделений, стратегии развития и программы их реализации, создает эффективные способы мотивации персонала, организует реализацию целей и выполнение стратегий, осуществляет контроль и координацию деятельности предприятия на соответствующих уровнях.

Программа обучения:

Состоит из трех циклов, каждый из которых состоит из базовой части и вариативной частей. Вариативная часть включает обязательные дисциплины и дисциплины по выбору. Дисциплины, которые всесторонне раскрывают  специфику профиля «Менеджмент организации»:

  • «Стратегический менеджмент»,
  • «Финансовый менеджмент»,
  • «Управление человеческими ресурсами»,
  • «Антикризисный менеджмент»,
  • «Управление конфликтами»,
  • «Лидерство и командообразование»,
  • «Управление инновационным развитием бизнеса»,
  • «Производственный менеджмент».

2. Профиль «Маркетинг»

Цель основной образовательной программы – подготовка высококвалифицированных бакалавров, обладающих необходимым уровнем профессиональных и общекультурных компетенций в области стратегического и оперативного маркетинга, маркетинговых исследований, ценообразования, бренд-менеджмента, клиентоориентированности, логистики, информационных маркетинговых систем, маркетинговых коммуникаций и PR, бенчмаркинга, организации предпринимательской деятельности, международного маркетинга, интернет-маркетинга.

Чем занимается маркетолог?

Исследует рынок, определяет ценовую политику, формирует товарный ассортимент, создает приверженность потребителей к бренду, выбирает способы сбыта товаров, организовывает рекламные и PR-кампании и разрабатывает маркетинговые стратегии.

Программа обучения:

Состоит из трех циклов, каждый из которых состоит из базовой и вариативной частей. Вариативная часть включает обязательные дисциплины и дисциплины по выбору. Дисциплины, которые всесторонне раскрывают специфику профиля «Маркетинг»:

  • «Маркетинговые исследования»,
  • «Ценообразование»,
  • «Политика распределения и сбыт продукции»,
  • «Маркетинговые коммуникации»,
  • «Стратегический маркетинг»,
  • «Организация маркетинговой службы».

3. Профиль «Международный менеджмент»

Цель основной образовательной программы – подготовка высококвалифицированных бакалавров, обладающих необходимым уровнем профессиональных и общекультурных компетенций в области в области международного менеджмента, международного маркетинга, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, международных расчетов и ценообразования, разработки стратегий внешнеэкономической деятельности, глобализации рынка и вступления России в ВТО.

Чем занимается менеджер сферы международного бизнеса?

Изучает тенденции и тренды ведения бизнеса на территории иностранных государств, анализирует конъюнктуру и прогнозирует развитие мировой экономики и товарных рынков, разрабатывает товарную, ценовую и логистическую стратегии, проводит оценку возможных рисков международных проектов, осуществляет международные хозяйственные операций и международные расчеты, способствует интеграции компании в международную бизнес-среду.

Программа обучения:

Состоит из трех циклов, каждый из которых состоит из базовой и вариативной частей. Вариативная часть включает обязательные дисциплины и дисциплины по выбору. Дисциплины, которые всесторонне раскрывают специфику профиля «Международный менеджмент»:

  • «Основы международного бизнеса»,
  • «Международный маркетинг»,
  • «Стратегии внешнеэкономической деятельности»,
  • «Международная экономическая интеграция»,
  • «Международные логистические операции»,
  • «Международный рынок инвестиционно-банковских операций»,
  • «Деловой иностранный язык».

4. Профиль «Управление проектами»

Цель основной образовательной программы – подготовка высококвалифицированных бакалавров, обладающих необходимым уровнем профессиональных и общекультурных компетенций в области управления проектами различной направленности (инновационными, инвестиционными, маркетинговыми, социальными), операционного менеджмента, менеджмента качества, инвестиционного анализа проектов, управления ресурсами различных проектов.

Чем занимается менеджер проектов?

Анализом и прогнозированием экономической деятельности предприятия, выявлением проблем, негативно влияющих на деятельность предприятия, организационным проектированием, управлением научно-исследовательскими разработками, созданием проектных команд по решению выявленных проблем, разработкой бюджета проектов, управлением и контролем над реализацией проекта.

Программа обучения:

Состоит из трех циклов, каждый из которых состоит из базовой и вариативной частей. Вариативная часть включает обязательные дисциплины и дисциплины по выбору. Дисциплины, которые всесторонне раскрывают специфику профиля:

  • «Инвестиционный анализ»,
  • «Основы управления проектами»,
  • «Управление операциями»,
  • «Инновационный менеджмент»,
  • «Управление исследованиями и разработками»,
  • «Организация работы проектной команды»,
  • «Оценка и управление бюджетом проекта»,
  • «Управление реализацией проекта».

Направления подготовки магистров 080200 «Менеджмент»

Присваиваемая квалификация (степень) – магистр

Формы и сроки обучения: очная – 2 года, заочная – 2,5 года.

1. Магистерская программа «Общий и стратегический менеджмент»

Цели программы

  • подготовка специалистов к эффективной профессиональной научно-исследовательской, педагогической и аналитической деятельности в области управления организациями различных форм собственности и в таких функциональных областях менеджмента, как общий менеджмент и стратегический менеджмент;
  • формирование нового поколения специалистов в области менеджмента, обладающих фундаментальными знаниями и стратегическим мышлением, для научно-исследовавательских организаций, консультационных фирм, учебных заведений, органов государственной власти и управления, предприятий различных отраслей и форм собственности.

Особенности программы

  • углубленное изучение российского и зарубежного менеджмента;
  • структуры процесса стратегического управления, содержания стратегического анализа, принципов разработки стратегии и эталонных классификаций стратегий;
  • организационных структур, систем внутренних и внешних коммуникаций, способов и средств управления человеческими ресурсами и качеством;
  • приобретение умений выделять важные внешние и внутренние факторы;
  • применять технологии стратегического анализа;
  • разрабатывать стратегии организации и программы их реализации;
  • проектировать организационные структуры и планировать деятельность по организации внешних и внутренних коммуникаций;
  • разрабатывать мероприятия по повышению и эффективности работы персонала и планировать изменения в организационной культуре и системе управления качеством;
  • получение навыков использования инструментов изучения внешней и внутренних сред организации;
  • построения имитационных моделей влияния факторов на результаты деятельности организации;
  • проектирования организационных структур;
  • осуществления оценки системы управления качеством организации.

2. Магистерская программа «Маркетинговое управление»

Цели программы

  • подготовка специалистов к эффективной профессиональной научно-исследовательской, педагогической и аналитической деятельности в области управления организациями различных форм собственности и в таких функциональных областях менеджмента, как маркетинговое управление;
  • формирование нового поколения специалистов в области маркетингового управления, обладающих фундаментальными знаниями и стратегическим мышлением для научно-исследовательских организаций, консультационных фирм, учебных заведений, органов государственной власти и управления, предприятий различных отраслей и форм собственности.

Особенности программы

  • углубленное изучение стратегического маркетингового управления, особенностей клиентно-ориентированной организации, маркетинговой аналитики, специфики российского и зарубежного менеджмента, маркетинговых информационных систем, интегрированных маркетинговых коммуникаций, маркетинг-менеджмента, кросс-культурного маркетинга, маркетинга инноваций, брендинга и управления товарными системами.
  • приобретение умений выделять важные внешние и внутренние факторы;
  • применять технологии стратегического анализа;
  • разрабатывать стратегии организации и программы их реализации;
  • проектировать организационные структуры и планировать деятельность по организации внешних и внутренних коммуникаций;
  • разрабатывать мероприятия по повышению эффективности работы персонала и планировать изменения в организационной культуре и системе управления качеством;
  • получение навыков использования инструментов изучения внешней и внутренней сред организации;
  • построения имитационных моделей влияния факторов на результаты деятельности организации;
  • проектирования организационных структур;
  • осуществления оценки системы управления качеством в организации.

3. Магистерская программа «Менеджмент в связях с общественностью и рекламе»

Цели программы

  • подготовка специалистов к эффективной профессиональной научно-исследовательской, педагогической и аналитической деятельности в сфере связей с общественностью и рекламе в организациях различных форм собственности;
  • формирование нового поколения специалистов, обладающих фундаментальными знаниями в области PR и рекламе для научно-исследовательских организаций, консультационных фирм, учебных заведений, органов государственной власти и управления, предприятий различных отраслей и форм собственности.

Особенности программы

  • углубленное изучение лексико-стилистических особенностей профессиональной коммуникации;
  • психологических особенностей процесса массовой коммуникации;
  • законодательных актов РФ и международного права, регулирующих сферу PR-рекламы;
  • специфику этапов разработки и осуществления PR- и рекламных проектов;
  • механизмов диагностики коммуникативной и экономической эффективности рекламы;
  • специфику и принципы управления PR- и рекламными проектами в разных областях деятельности;
  • приобретение умений управлять психологическим микроклиматом в PR- и рекламных структурах;
  • прогнозировать тенденции развития коммуникационных процессов, определять цели и осуществлять руководство рекламной кампанией;
  • разрабатывать программы и инструментарий исследований;
  • обосновывать размер бюджета и распределять ассигнования по функциям деятельности;
  • применять методы стратегического планирования PR- и рекламной кампаний, не противоречащих действующему законодательству;
  • построения эффективного делового взаимодействия, актуализации творческого потенциала в процессе управления разработкой PR- и рекламного продукта;
  • межличностной коммуникации и публичных выступлений;
  • разработки корпоративной социальной ответственности;
  • работы со специальными компьютерными программами обеспечения PR- и рекламной деятельности;
  • разработки креативных идей рекламных сообщений и их художественной реализации.

4. Магистерская программа «Международный бизнес»

Цели программы

  • подготовка специалистов к эффективной профессиональной научно-исследовательской, педагогической, и аналитической деятельности в области международного менеджмента организаций различных форм собственности и управления внешнеэкономической деятельностью российских компаний;
  • формирование нового поколения специалистов в области менеджмента, обладающих фундаментальными знаниями и глобальным международным мышлением для научно-исследовательских организаций, консультационных фирм, учебных заведений, органов государственной власти и управления, предприятий различных отраслей и форм собственности.

Особенности программы

  • управление внешней и внутренней средой международного бизнеса;
  • понимание закономерности развития международного разделения труда и форм экономических отношений между странами;
  • знание законодательства, регулирующее международные хозяйственные и торговые операции;
  • владение инструментами финансово-экономической оценки внешнеэкономических операций и международных проектов и деятельности международной компании в целом;
  • применение методов стратегического управления в сфере внешнеэкономической деятельности;
  • применение методов исследования международных рынков и работа с инструментами международного маркетинга.

Характеристика ППС папка

 

Направления научной работы

Учебные, научные лаборатории и их оснащение

Кафедра имеет две учебные лаборатории активных форм обучения, оснащенных электронной интерактивной доской, 4-мя мультимедийными системами, 7-ю стационарными персональными компьютерами, 22-мя ноутбуками, сканерами, принтерами, которые активно используют преподаватели в своей научно-образовательной деятельности.