Кафедра прикладной гидромеханики

[История кафедры] [Направления и специальности подготовки] [Характеристика ППС]
[Направления научной работы] [Учебные, научные лаборатории и их оснащение]

История кафедры

Кафедра основана в 1977 году. Кафедра имеет квалифицированные научно-педагогические кадры по направлениям подготовки 141100 «Энергетическое машиностроение», 150800 «Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника», 190700 «Технология транспортных процессов». Преподаватели кафедры представляют собой коллектив, сплавленный из представителей различных школ авиадвигателе- и энергомашиностроения. Среди штатных преподавателей и совместителей есть специалисты, окончившие МАИ, МВТУ, КАИ. Кандидатские и докторские диссертации преподаватели защищали (кроме УГАТУ) в МАИ, МВТУ, КАИ, ПГТУ.

С 1977 по 2005 год кафедру возглавлял Русак А.М. (проф. – 1991, д-р техн. наук – 1996). С 2005 г. кафедру возглавляет Целищев В.А. (проф. – 2001г., д-р техн. наук – 2000г.).

В рамках инновационного образовательного проекта организован учебный научный инновационный центр «Гидропневмоавтоматика», состоящий из координационного центра, в который в т.ч. вошли руководители предприятий: Телицын Ю.С., первый зам. Генерального конструктора ФГУП «Государственный ракетный центр «КБ им. академика В.П. Макеева», Юрьев В.Л., д-р техн. наук, Генеральный директор ОАО НИИТ и Тук Е.К., Главный конструктор ФГУП УАП «Гидравлика». Центр содержит подразделения: «Лаборатория экспериментальных исследований гидросистем», «Лаборатория гидропневмоавтоматики», «Лаборатория проектирования пневмогидравли-ческих систем с отделениями пневмоавтоматики, гидроавтоматики, гидрогазодинамики». Модернизация аудиторного фонда и приобретение оборудования и ПО позволила существенно совершенствовать учебный процесс (интерактивная форма обучения, современное уникальное оборудование с дистанционным управлением, использование современного программного обеспечения позволяет быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей реального рынка труда). Приобретены 4 уникальных автоматизированных стенда с возможностью дистанционного управления, регистрации и обработки данных с использованием ПО LabView. При учебно-научно-инновационнном центре «Гидропневмоавтоматика» регулярно работает научно-технический семинар с приглашением ведущих специалистов предприятий и НИИ. В результате целенаправленной работы существенно улучшилось качество подготовки специалистов разного уровня по направлению «Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника», усилился интерес студентов к выбору соответствующих специализаций за счет существенного улучшения материально-технической базы учебного процесса. При учебно-научно-инновационнном центре «Гидропневмоавтоматика» регулярно работает научно-технический семинар с приглашением ведущих специалистов предприятий и НИИ. Научные доклады семинара реализуются в виде статей в различных научно-технических сборниках и журналах. Ежегодно публикуется более 60 статей и тезисов докладов, учебных пособий, монографий. Работы ведутся с соблюдением сотрудничества по принципу: ведущий специалист предприятия–преподаватель–аспирант–студент.

Учебный процесс подготовки специалистов, бакалавров и магистров по направлениям 150800 «Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника» и 141100 «Энергетическое машиностроение» проводится на материальной базе УНИЦ «Гидропневмоавтоматика». Организация учебного процесса ориентирована на проведение лекционных и практических занятий с использованием интерактивных форм обучения, лабораторные занятия проводятся на уникальном оборудовании, оснащенном современными средствами диагностики и автоматизированной обработки данных. Стратегическое управление развитием подготовки специалистов в области систем гидравлических и пневматических приводов энергетических установок с учетом запросов предприятий и потребностей региона осуществляется координационным советом УНИЦ «Гидропневмоавтоматика», в которых входят представители ведущих промышленных предприятий. Оперативное управление учебным процессом осуществляется структурными подразделениями УНИЦ по соответствующим направлениям с учетом современных достижений в научной и инновационной деятельности центра.

Оснащение УНИЦ «Гидропневмоавтоматика» уникальными стендами резко интенсифицировало проведение научных исследований в части проверки адекватности теоретических исследований экспериментальным данным натурных экспериментов.

Преподаватели, привлекаемые к учебному процессу, имеют научную степень или ученое звание, соответствующие профилю преподаваемых дисциплин, более 20% преподавательского состава являются докторами наук. Заслуженные, известные в научных кругах преподаватели:

  • Целищев В.А., д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой, Заслуженный машиностроитель РБ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, награжден медалями Федерации космонавтики;
  • Гимранов Э.Г., д-р техн. наук, профессор, Заслуженный профессор УГАТУ, Заслуженный работник народного образования РБ, награжден медалями Федерации космонавтики;
  • Месропян А.В., д-р техн. наук, профессор, начальник научно-исследовательской части УГАТУ, награжден медалями Федерации космонавтики;
  • Фасхиев Х.А., д-р техн. наук, профессор, имеет Нагрудной знак Министерства образования Республики Татарстан «За заслуги в образовании», награжден медалями ВДНХ и Федерации космонавтики;
  • Ахметов Ю.М., канд. техн. наук, доцент, награжден орденом «Знак почета», Почетной грамотой Минобрнауки РФ, медалями Федерации космонавтики, медалью «За доблестный труд»;
  • Еникеев Г.Г., канд. техн. наук, доцент, награжден медалями ВДНХ и Федерации космонавтики.

Направления и специальности подготовки

Направление 141100 – «Энергетическое машиностроение»

Профиль «Автоматизированные гидравлические и пневматические системы и агрегаты» (бакалавр), очная форма обучения, срок обучения – 4 года.

Профиль «Гидравлические машины и гидропневмоагрегаты» (магистр), срок обучения – 2 года.

Историческая справка о возникновении специальности

Специальность основана в 1977 году. Выпущено и трудоустроено более 550 специалистов.

Актуальность данного направления, прежде всего, связана с углубленным изучением автоматизированного оборудования современной нефтегазовой промышленности, мобильной техники, наземного и воздушного транспорта, энергетики. Студенты получают специальную подготовку, позволяющую разрабатывать и испытывать новые образцы техники, эксплуатировать существующие автоматизированные системы.

Целью направления является подготовка специалистов, способных исследовать, разрабатывать и совершенствовать различные двигатели и энергоустановки. Такие специалисты могут проявить себя и в производстве, и в эксплуатации, и в техническом обслуживании, и в управлении, и в бизнесе. Выпускники хорошо зарекомендовали себя и успешно работают в ВУЗах, научно-исследовательских организациях, на заводах отрасли на таких крупных предприятиях как ФГУП УАП «Гидравлика», НПП «Мотор», ОАО «УМПО», а также на предприятиях малого, среднего и крупного бизнеса.

Областью профессиональной деятельности выпускников является конструирование, исследование, монтаж и эксплуатация энергетических машин, агрегатов, установок и систем их управления, в основу рабочих процессов которых положены различные формы преобразования энергии.

Специальность сегодня

Потребность кадрового обеспечения региона в области проектирования, разработки и эксплуатации автоматизированных гидравлических и пневматических систем и агрегатов для отраслей тяжёлой и легкой, авиационной и ракетно – космической, нефтегазовой и химической промышленности, для предприятий Республики Башкортостан и Уральского региона значительная. Более 30 лет ведется подготовка инженеров-механиков в области гидромашиностроения. Выпущено и трудоустроено более 550 специалистов. Анализ задач инновационных целевых программы Республики Башкортостан на 2008-2015 годы в области машиностроения и нефтегазовой промышленности показывает острую необходимость подготовки кадров по данному направлению. Регион и, в частности, г. Уфа, имеют ввиду уникальности географического расположения между Европой и Азией обширную сеть транспортных систем, развитую промышленность по многим отраслям и видам. Подготовку бакалавров и магистров кафедра прикладной гидромеханики ведет по направлению «Энергомашиностроение» с 2000 г. Подготовлено более 150 бакалавров, 48 магистров. До настоящего времени большая часть выпускников - бакалавров продолжала обучение на специалиста или в магистратуре.

Трудоустройство выпускников составляет 100%.

Гидрофицированное оборудование, гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника всегда являлась основой промышленного оборудования, мобильных и стационарных энергоустановок. Сферы профессиональной деятельности выпускника по направлению следующие: машиностроение, связанное с созданием технологического оборудования, энергетического оборудования, объектов авиационной и космической техники, транспортных и строительно-дорожных машин, нефтегазового комплекса Республики Башкортостан, химической промышленности, а также других технических устройств.

В последние годы в промышленности наблюдается сильная тенденция к обеспечению мобильных машин и энергетических автономных установок современным (в т.ч. импортным) автоматизированным гидрооборудованием с дистанционным цифровым и аналоговым электронным управлением.

Дальнейшее образование

После окончания четвертого курса и защиты выпускной квалификационной работы студенты получают диплом бакалавра (это первый уровень высшего образования) и могут закончить обучение.

Независимо от формы (очная, заочная) и срока обучения (три с половиной года, четыре года, пять лет) бакалавры и специалисты могут

продолжить образование в магистратуре по направлениям, это второй уровень высшего образования. Обучение в магистратуре длится два года, после чего студенты защищают диссертацию и получают диплом магистра. Ежегодно не менее 20 % выпускников поступают в магистратуру.

При желании можно продолжить обучение в аспирантуре, а затем и в докторантуре по научной специальности 05.04.13 «Гидравлические машины и гидропневмоагрегаты» и получить высшую квалификацию по направлению подготовки. Только в 2012 году четыре выпускника направления «Энергетическое машиностроение» успешно защитили кандидатские диссертации в областях транспорта энергоресурсов (магистрального и попутного нефтяного газа) и систем жизнеобеспечения летательных аппаратов.

Направление 190700 – «Технология транспортных процессов»

Профиль «Организация перевозок и управление в единой транспортной системе» (бакалавр), срок обучения: очная форма – 4 года, сокращенная очно-заочная форма – 3,5 года.

Профиль «Организация перевозок и управление в единой транспортной системе» (магистр), срок обучения – 2 года.

Историческая справка

Специальность «Организация перевозок и управление на транспорте» (транспортная логистика) - новая, основана в России в 2006г. и первый набор был сделан в нашем университете. Выпускники получают квалификацию «инженер-менеджер» и могут заниматься коммерческой эксплуатацией воздушного, автомобильного, железнодорожного, морского, речного транспорта в государственных (и других форм собственности) организациях и на предприятиях по перевозке грузов и пассажиров, в т.ч. службы безопасности движения, таможня, транспортно-экспедиционные предприятия и организации, региональные органы управления транспортом и государственной транспортной инспекции, маркетинговые службы и подразделения по изучению и обслуживанию рынка транспортных услуг, региональные системы товародвижения и перевозки пассажиров, производственные и сбытовые системы, организации и предприятия информационного обеспечения производственно-технологических систем.

Управление потоками грузов, пассажиров, транспорта – увлекательная, интересная и сложная инженерно- экономическая задача, требующая фундаментальной специальной подготовки в нескольких областях знаний.

Это единственное образовательное направление в университете, которое органично сочетает в себе формирование знаний по технике, технологии, организации производственных процессов и знаний в области экономики и права.

Специальность сегодня

Потребность кадрового обеспечения региона для эксплуатации воздушного, автомобильного, железнодорожного, и речного транспорта в государственных (и других формах собственности) организациях и на предприятиях по перевозке грузов и пассажиров значительная. Анализ задач Республиканской целевой программы «Развитие логистических центров Республики Башкортостан на 2008-2015 годы» показывает острую необходимость подготовки кадров по данному направлению. Регион и, в частности, г. Уфа, имеют ввиду уникальности географического расположения между Европой и Азией обширную сеть автомобильных, железнодорожных, воздушных и речных путей сообщения. В последние годы в РФ наблюдается сильная тенденция к организации современных логистических центров. Будущие специалисты будут востребованы на таможне, в службе безопасности движения, транспортно-экспедиционных предприятиях и организациях, региональных органах управления транспортом и государственной транспортной инспекции, маркетинговых службах и подразделениях по изучению и обслуживания рынка транспортных услуг, в региональных системах товародвижения и перевозок пассажиров, производственных и сбытовых системах, организациях и предприятиях информационного обеспечения производственно-технологических систем.

Дальнейшее образование.

После окончания четвертого курса и защиты выпускной квалификационной работы студенты получают диплом бакалавра (это первый уровень высшего образования) и могут закончить обучение.

Независимо от формы (очная, заочная) и срока обучения (три с половиной года, четыре года, пять лет) бакалавры и специалисты могут продолжить образование в магистратуре по направлениям, это второй уровень высшего образования. Обучение в магистратуре длится два года, после чего студенты защищают диссертацию и получают диплом магистра. При желании можно продолжить обучение в аспирантуре, а затем и в докторантуре.

Характеристика ППС папка

 

Направления научной работы

Учебные, научные лаборатории и их оснащение

На базе кафедры создан учебный научный иннвационный центр «Гидропевмоавтоматика», оснащенный современной вычислительной техникой, программным обеспечением, уникальными стендами.

Лаборатория проектирования пневмогидравлических систем с отделениями пневмоавтоматики, гидроавтоматики, гидрогазодинамики. Лаборатория оснащена средствами мультимедиа, интерактивными досками с проекторами, двадцатью 2-х и 4-х ядерными компьютерами, подключенными к сети Internet и суперкомпьютеру УГАТУ. Программное обеспечение включает в себя средства разработки 3D моделей Inventor, Mechanical Desktop, CADMech Desktop, Solid Works, Kosmos и др.; средства разработки 2D чертежей AutoCAD rus, CADMech; средства технологической подготовки производства TechCard, EdgeCAM; средства анализа гидромеханических процессов Flow-3D, FlowVision, CosmosFloWorks, StarCD, Ansis CFX, Fluent, Flower, LS Dyna и др.; средства кинематического и напряженно-деформированного анализа visualNASTRAN 4D; программы для динамического анализа Maple, Mathcad.

Лаборатория экспериментальных исследований гидравлических систем. Сборка, отладка и диагностика элементов и узлов систем автоматического управления энергетических машин. Оборудование позволяет реализовать автоматизированное проведение и обработку результатов экспериментов с использованием программно-аппаратного комплекса для моделирования динамических процессов (на базе LabView), обучение аппаратной части, чтение лекций и проведение практических и лабораторных работ, проведение учебно-научных семинаров с использованием мультимедийных интерактивных презентационных средств в помещении лаборатории. Единое программное обеспечение (LabView) проведения научных исследований на экспериментальных установках УНИЦ «Гидропневмоавтоматика» дает возможность улучшить качество представления результатов экспериментальных исследований, упростить методику их внедрения в учебный процесс. Обеспечение быстрого доступа (локальные сети) к качественной информации о научных исследованиях, представленных в едином формате, предусматривает развитие сотрудничества между научными школами и студентами различных форм обучения и направлений.

Уникальный автоматизированный стенд «Исследование статических и динамических характеристик гидравлических исполнительных механизмов». Предназначен для экспериментальных исследований гидравлических исполнительных механизмов систем управления модулем и вектором тяги летательных аппаратов. Производства (2008 г.) Государственного ракетного центра:

мощность электропривода 30 кВт.
подача насосов 0-30 л/мин.
давление 0-250 атм.

автоматизация исследований на базе ПО LabVieW.

Уникальный автоматизированный стенд «Гидродинамическое моделирование высокоскоростного многофазного течения жидкости» для проведения исследований в области гидродинамики высоконапорных течений несжимаемой жидкости (в том числе вихревых и кавитационных). Производства (2008 г.) Научно-исследовательского института технологий для проведения исследований нестационарных гидрогазодинамических эффектов:

мощность электропривода 30 кВт.
подача насосов 0-30 л/мин.
давление 0-30 атм.

автоматизация исследований на базе ПО LabVieW.

Уникальный автоматизированный стенд «Диагностика гидрооборудования» для проведения периодических, приемо-сдаточных и сертификационных испытаний гидрооборудования. Производства (2008 г.) компании Hydac:

мощность электропривода 50 кВт.
подача насосов 0-100 л/мин.
давление 0-320 атм.

автоматизация исследований на базе ПО LabVieW.