Кафедра технологии машиностроения

[История кафедры] [Направления и специальности подготовки] [Характеристика ППС]
[Направления научной работы] [Учебные, научные лаборатории и их оснащение]

 

История кафедры

История кафедры тесно связана с историей университета. В 1932 году после создания Рыбинского авиационного института на заведование кафедрой технологии авиадвигателей был приглашен крупнейший специалист производства – доцент А.В. Сивай. Началась подготовка инженеров по двум специальностям: авиамоторостроение и технология механической обработки. Первый выпуск инженеров-технологов по специальности «Холодная обработка металлов» состоялся в 1934 году. Это были первые семь выпускников, ранее поступившие в институт в Новочеркасске. В 1936 году по специальности «Холодная обработка металлов» выпускниками института стали ветераны университета профессор И.А. Болотовский и профессор С.И. Куликов, более 60 лет трудившиеся в нем.

С началом Великой Отечественной войны Рыбинский моторостроительный завод, институт и кафедра осенью 1941 года были эвакуированы в г.Уфу. Здесь начинается новый этап в истории развития кафедры.

Поскольку завод срочно нуждался в квалифицированных инженерах в области технологии, то уже на 22-й день пребывания института в г.Уфе – 12 января 1942 года – начались занятия на всех курсах. В том же 1942 г. открылся филиал УАИ при моторостроительном заводе, который возглавлял в течение 26 лет инженер, затем преподаватель кафедры технологии машиностроения канд. техн. наук, доцент А.С. Курочкин.

В 1943 г. состоялся первый выпуск инженеров в г.Уфе. Дипломы специалистов в области технологии машиностроения и авиадвигателестроения получили 27 человек. Некоторые из выпускников стали впоследствии преподавателями кафедры технологии машиностроения (А.П. Доброрез, Г.В. Панков, С.Х. Тупеев и др.).

В разные годы кафедрой руководили: Зиняев И.А., Мыздриков А.М., Мухин В.С., Смыслов А.М. В настоящее время кафедрой руководит Криони Н.К.

Параллельно с учебной работой кафедра успешно занималась исследовательской деятельностью, в том числе и студенческой наукой, расширяла свою материально-техническую базу.

В разные периоды развития института кафедра имела различные названия: технологии авиадвигателей, производства авиадвигателей, технологии машиностроения, но суть деятельности кафедры оставалась прежней – готовить инженеров-технологов для авиадвигателестроительного производства и машиностроения.

 

Направления и специальности подготовки

Подробная информация о направлениях и специальности подготовки размещена на Портале абитуриентов ИАТМ УГАТУ https://vk.com/abiturienty_iatm_ugatu

Направление: 15.03.05 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»

Профиль: «Технология машиностроения»

Степень: бакалавр

Срок обучения:

  • бакалавр по очной форме – 4 года;
  • бакалавр по очно-заочной (вечерней) форме – 5 лет;
  • бакалавр по заочной форме – 5 лет.

Для выпускников учреждений специального профессионального образования соответствующего профиля открыто заочное обучение по сокращенной программе за 4 года.

Подготовка бакалавров направлена на изучение:

  • Технологичности конструкции машины как объекта производства.
  • Технологические процессы, операции, и технологические переходы, обеспечивающие повышение качества изделий.
  • Математическое моделирование технологических процессов и методов изготовления деталей и сборки изделий машиностроения.
  • Совершенствование существующих и разработка новых методов обработки и сборки с целью повышения качества изделий машиностроения и снижения себестоимости их выпуска.
  • Методы проектирования и оптимизации технологических процессов.
  • Технологическое обеспечение и повышение качества поверхностного слоя, точности и долговечности деталей машин.
  • Проблемы управления технологическими процессами в машиностроении.
  • Разработка и внедрение инновационных технологических процессов изготовления и сборки машиностроительных изделий.

Выпускники направления могут:

  • создавать перспективные технологии международного уровня, используя современные системы компьютерного конструирования и моделирования;
  • проектировать производственные участки для внедрения принципиально новых технологий обработки деталей машин с использованием механических и специальных методов обработки;
  • осуществлять маркетинг современных наукоемких технологий обработки конструкционных материалов, определяющих уровень конкурентоспособности на мировом рынке выпускаемых изделий;
  • создавать бизнес-планы предприятия для выпуска новой техники;
  • использовать средства, методы и способы, предназначенные для создания и эксплуатации станочных, инструментальных, робототехнических, информационно-измерительных, диагностических, информационных, управляющих и других технологически ориентированных систем для нужд машиностроения.

 

Направление: 15.03.01 «Машиностроение»

Профиль: «Машины и технологии высокоэффективных методов обработки материалов»

Степень: бакалавр

Срок обучения

  • по очной форме – 4 года
  • по заочной форме – 5 лет.

Подготовка бакалавров направлена на изучение методов обработки материалов и создание технологий, основанных на новых физических эффектах, среди которых:

  • нанесение различных функциональных покрытий, которые при толщине от нескольких микрометров до долей миллиметра обеспечивают повышение срока службы деталей в несколько раз;
  • электрофизическая и электрохимическая обработка сверхпрочных труднообрабатываемых материалов;
  • обработка металлов лазерным и электронным лучом, ультразвуком и потоком плазмы;
  • высокоэффективная резка металлических и неметаллических материалов струей воды высокого давления.

 

Выпускник направления может работать по следующим профессиям:

  • технолог по высокоэффективным методам обработки материалов;
  • конструктор оборудования и оснастки для высокоэффективных методов обработки;
  • технолог по контролю качества продукции.

 

Выпускников направления приглашают на работу:

  • машиностроительные и приборостроительные предприятия авиационной, нефтяной, сельскохозяйственной промышленности;
  • предприятия энергомашиностроения;
  • станкостроительные предприятия;
  • проектно-конструкторские бюро;
  • научно исследовательские институты машино- и приборостроения;
  • образовательные организации высшего и среднего профессионального образования.

 

Специальность 15.05.01 «Проектирование технологических машин и комплексов»

Специализация: «Проектирование технологических комплексов машиностроительных производств»

Квалификация: специалист

Срок обучения

  • по очной форме – 5 лет 6 месяцев.
  • по заочной и очно-заочной(вечерней) формам– 6 лет.

 

Выпускники направления могут:

  • разрабатывать технологическую оснастку и средства механизации и автоматизации технологических процессов машиностроения;
  • разрабатывать и эксплуатировать производственные технологические процессы, новые технологии;
  • разрабатывать технологические системы операции, технологические системы процессов, технологические системы производственных подразделений, технологические системы предприятий;
  • разрабатывать и эксплуатировать средства информационного, метрологического, диагностического и управленческого обеспечения технологических систем для достижения качества выпускаемых изделий;
  • разрабатывать нормативно-техническую документацию, системы стандартизации и сертификации, методы и средства испытаний и контроля качества изделий машиностроения.

 

Выпускник направления может работать по следующим профессиям:

  • инженер-технолог;
  • инженер-конструктор;
  • специалист по контролю качества продукции;
  • специалист по обслуживанию механообрабатывающего оборудования.

 

Выпускников направления приглашают на работу:

  • машиностроительные и приборостроительные предприятия авиационной, нефтяной, сельскохозяйственной промышленности;
  • предприятия энергомашиностроения;
  • станкостроительные предприятия;
  • проектно-конструкторские бюро;
  • научно исследовательские институты машино- и приборостроения;
  • образовательные организации высшего и среднего профессионального образования.

 

Направление: 15.04.05 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»

Профиль: «Технология машиностроения»

Степень: магистр техники и технологии

Срок обучения 2 года.

На основе инновационных подходов к процессу обучения ведется подготовка магистров, способных самостоятельно проводить научные исследования и осуществлять технические разработки в области высокотехнологичных машиностроительных производств. Кафедра технологии машиностроения подготавливает магистров, владеющих знаниями:

  • в области инновационных методов обработки и модифицирования поверхностного слоя деталей и изделий;
  • систем автоматизированного проектирования (CAD/CAM/CAE, CALS технологий);
  • математического моделирования и компьютерной графики;
  • компьютеризированных интегрированных производств;
  • методологии и методов научных исследований и т.п.

 

Выпускники направления могут:

  • участвовать в разработке проектов машиностроительных изделий и производств с учетом технологических, конструкторских, эксплуатационных, эстетических, экономических и управленческих параметров, обеспечивающих их эффективность;
  • составлять описания принципов действия проектируемых процессов, устройств, средств и систем конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств и оценка инновационных рисков коммерциализации проектов.
  • разрабатывать и внедрять оптимальные технологии изготовления машиностроительных изделий;
  • модернизировать и автоматизировать действующие и проектировать новые эффективные машиностроительные производства различного назначения, средства и системы их оснащения, производственные и технологические процессы с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства;
  • выбирать материалы, оборудование и другие средства технологического оснащения, автоматизации и управления для реализации производственных и технологических процессов изготовления машиностроительных изделий;
  • анализировать состояния и динамики функционирования машиностроительных производств и их элементов с использованием надлежащих современных методов и средств анализа;
  • исследовать причины появления брака в производстве, разрабатывать мероприятия по его исправлению и устранению.
  • организовывать процесс разработки и производства машиностроительных изделий, производственных и технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств различного назначения;
  • проводить организацию работы коллектива исполнителей, принятие исполнительских решений в условиях различных мнений, определение порядка выполнения работ;
  • осуществлять поиск оптимальных решений при создании изделий, разработке технологий и машиностроительных производств, их элементов, средств и систем технического и аппаратно-программного обеспечения с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и требований экологии.
  • разрабатывать теоретические модели, позволяющие исследовать качество выпускаемых изделий, технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств;
  • осуществлять математическое моделирование процессов, средств и систем машиностроительных производств с использованием современных технологий проведения научных исследований;
  • использовать проблемно-ориентированные методы анализа, синтеза и оптимизации процессов машиностроительных производств.
  • осуществлять практическое применение современных методов и средств определения эксплуатационных характеристик элементов машиностроительных производств;
  • проводить выбор методов и средств измерения эксплуатационных характеристик элементов машиностроительных производств.

Характеристика ППС папка

 

Направления научной работы

 

Учебные, научные лаборатории и их оснащение

  • лаборатория вакуумных ионно-плазменных технологий. Сфера научных интересов: разработка и применение в технологиях концентрированных потоков энергии с целью повышения эксплуатационных свойств материалов;
  • лаборатория ионно-имплантационной обработки поверхности и анализа ее свойств. Сфера научных интересов: исследования в области физики, химии и механики поверхности, разработка и внедрение имплантационных технологий и оборудования в производственный цикл;
  • лаборатория технической реконструкции авиационных предприятий. Сфера научных интересов: технологическая подготовка производства; его реконструкция и техническое перевооружение; инновационное и инвестиционное проектирование;
  • лаборатория систем автоматизированного проектирования технологических процессов. Сфера научных интересов: исследование и разработка CAD/CAM/CAE-систем для автоматизации инженерного труда.
  • лаборатория компьютеризированных интегрированных производств на базе Технопарка Авиационных Технологий. Сфера научных интересов: исследование в области гибких автоматизированных систем, подготовка специалистов в области интегрированных производств.