Кафедра технологии машиностроения

[История кафедры] [Направления и специальности подготовки] [Характеристика ППС]
[Направления научной работы] [Учебные, научные лаборатории и их оснащение]

 

История кафедры

История УАИ (УГАТУ) начинается с 1932 года, когда в городе Рыбинске был создан авиационный институт, который впоследствии полностью был эвакуирован в г. Уфу. Однако Рыбинский авиационный институт (РАИ) имел свое начало от Донского политехнического института (ДПИ) г.Новочеркасска.

На механическом факультете этого института было авиационное отделение, и в 1919 году на базе этого отделения был организован Северо-Кавказский аэромеханический институт, который вскоре был переименован в Новочеркасский авиационный институт (НАИ). В 1932 году факультет авиамоторостроения НАИ был переведен в г.Рыбинск, и в этом же году на основе этого факультета был создан Рыбинский авиационный институт. На заведование кафедрой технологии авиадвигателей был приглашен крупнейший специалист производства – доцент А.В. Сивай. Началась подготовка инженеров по двум специальностям: авиамоторостроение и технология механической обработки. Первый выпуск инженеров-технологов по специальности «Холодная обработка металлов» состоялся в 1934 году. Это были первые семь выпускников, ранее поступившие в институт в Новочеркасске. И здесь уместно отметить, что в 1936 году по специальности «Холодная обработка металлов» были выпускники – ветераны университета профессор И.А. Болотовский и профессор С.И. Куликов.

С началом Великой Отечественной войны Рыбинский моторостроительный завод, институт и кафедра осенью 1941 года были эвакуированы в г.Уфу. Здесь начинается новый этап в истории развития кафедры.

Поскольку завод срочно нуждался в квалифицированных инженерах в области технологии, то уже на 22-й день пребывания института в г.Уфе – 12 января 1942 года – начались занятия на всех курсах. В том же 1942 г. открылся филиал УАИ при моторостроительном заводе, который возглавлял в течение 26 лет инженер, затем преподаватель кафедры технологии машиностроения канд. техн. наук, доцент А.С. Курочкин.

В 1943 г. состоялся первый выпуск инженеров в г.Уфе. Дипломы специалистов в области технологии машиностроения и авиадвигателестроения получили 27 человек. Некоторые из выпускников стали впоследствии преподавателями кафедры технологии машиностроения (А.П. Доброрез, Г.В. Панков, С.Х. Тупеев и др.).

Кафедра технологии машиностроения может считаться ровесницей вуза, и ей в 2012 году тоже исполнилось 80 лет.

В разные годы кафедрой руководили: Зиняев И.А., Мыздриков А.М., Мухин В.С. В настоящее время кафедрой руководит Смыслов А.М.

Параллельно с учебной работой кафедра успешно занималась исследовательской деятельностью, в том числе и студенческой наукой, расширяла свою материально-техническую базу.

В разные периоды развития института кафедра имела различные названия: технологии авиадвигателей, производства авиадвигателей, технологии машиностроения, но суть деятельности кафедры оставалась прежней – готовить инженеров-технологов для авиадвигателестроительного производства и машиностроения.

 

Направления и специальности подготовки

Направление: 151900 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»
Профиль: «Технология машиностроения»
Степень: бакалавр
Период обучения:

  • бакалавр по очной форме – 4 года;
  • бакалавр по очно-заочной (вечерней) форме – 5 лет;
  • бакалавр по заочной форме – 5 лет.

Для выпускников учреждений специального профессионального образования соответствующего профиля открыто заочное обучение по сокращенной программе за 4 года.

Подготовка бакалавров направлена на изучение:

  • Технологичность конструкции машины как объекта производства.
  • Технологические процессы, операции, и технологические переходы, обеспечивающие повышение качества изделий.
  • Математическое моделирование технологических процессов и методов изготовления деталей и сборки изделий машиностроения.
  • Совершенствование существующих и разработка новых методов обработки и сборки с целью повышения качества изделий машиностроения и снижения себестоимости их выпуска.
  • Методы проектирования и оптимизации технологических процессов.
  • Технологическое обеспечение и повышение качества поверхностного слоя, точности и долговечности деталей машин.
  • Проблемы управления технологическими процессами в машиностроении.
  • Разработка и внедрение инновационных технологических процессов изготовления и сборки машиностроительных изделий.

Это направление позволит:

  • создавать с помощью компьютеров и систем искусственного интеллекта престижные технологии, высоко оцениваемые на международном уровне;
  • проектировать производственные участки для внедрения принципиально новых технологий обработки деталей машин с использованием механических и специальных методов обработки;
  • осуществлять маркетинг современных наукоемких технологий обработки конструкционных материалов, определяющих уровень конкурентоспособности на мировом рынке выпускаемых изделий;
  • создавать бизнес-планы предприятия для выпуска новой техники;
  • использовать средства, методы и способы, предназначенные для создания и эксплуатации станочных, инструментальных, робототехнических, информационно-измерительных, диагностических, информационных, управляющих и других технологически ориентированных систем для нужд машиностроения.

 

Направление: 150700 «Машиностроение»
Профиль: «Машины и технологии высокоэффективных методов обработки материалов»
Степень: бакалавр
Период обучения

  • по очной форме – 4 года
  • по заочной форме – 5 лет.

Подготовка бакалавров направлена на изучение методов обработки материалов и создание технологий, основанных на новых физических эффектах, среди которых:

  • нанесение различных функциональных покрытий, которые при толщине от нескольких микрометров до долей миллиметра обеспечивают повышение срока службы деталей в несколько раз;
  • электрофизическая и электрохимическая обработка сверхпрочных труднообрабатываемых материалов;
  • обработка металлов лазерным и электронным лучом, ультразвуком и потоком плазмы;
  • высокоэффективная резка металлических и неметаллических материалов струей воды высокого давления.

 

Направление: 151900 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»
Профиль: «Технология машиностроения»
Степень: магистр техники и технологии

На основе инновационных подходов к процессу обучения ведется подготовка магистров, способных самостоятельно проводить научные исследования и осуществлять технические разработки в области высокотехнологичных машиностроительных производств. Кафедра технологии машиностроения подготавливает магистров, владеющих знаниями:

  • в области инновационных методов обработки и модифицирования поверхностного слоя деталей и изделий;
  • систем автоматизированного проектирования (CAD/CAM/CAE, CALS технологий);
  • математического моделирования и компьютерной графики;
  • компьютеризированных интегрированных производств;
  • методологии и методов научных исследований и т.п.

Характеристика ППС папка

 

Направления научной работы

 

Учебные, научные лаборатории и их оснащение

  • лаборатория вакуумных ионно-плазменных технологий. Сфера научных интересов: разработка и применение в технологиях концентрированных потоков энергии с целью повышения эксплуатационных свойств материалов;
  • лаборатория ионно-имплантационной обработки поверхности и анализа ее свойств. Сфера научных интересов: исследования в области физики, химии и механики поверхности, разработка и внедрение имплантационных технологий и оборудования в производственный цикл;
  • лаборатория технической реконструкции авиационных предприятий. Сфера научных интересов: технологическая подготовка производства; его реконструкция и техническое перевооружение; инновационное и инвестиционное проектирование;
  • лаборатория систем автоматизированного проектирования технологических процессов. Сфера научных интересов: исследование и разработка CAD/CAM/CAE-систем для автоматизации инженерного труда.
  • лаборатория компьютеризированных интегрированных производств на базе Технопарка Авиационных Технологий. Сфера научных интересов: исследование в области гибких автоматизированных систем, подготовка специалистов в области интегрированных производств.