Кафедра технологии машиностроения

[История кафедры] [Направления и специальности подготовки] [Характеристика ППС YouTube]
[Направления научной работы] [Учебные, научные лаборатории и их оснащение]

 

История кафедры

История УАИ (УГАТУ) начинается с 1932 года, когда в городе Рыбинске был создан авиационный институт, который впоследствии полностью был эвакуирован в г. Уфу. Однако Рыбинский авиационный институт (РАИ) имел свое начало от Донского политехнического института (ДПИ) г.Новочеркасска.

На механическом факультете этого института было авиационное отделение, и в 1919 году на базе этого отделения был организован Северо-Кавказский аэромеханический институт, который вскоре был переименован в Новочеркасский авиационный институт (НАИ). В 1932 году факультет авиамоторостроения НАИ был переведен в г.Рыбинск, и в этом же году на основе этого факультета был создан Рыбинский авиационный институт. На заведование кафедрой технологии авиадвигателей был приглашен крупнейший специалист производства – доцент А.В. Сивай. Началась подготовка инженеров по двум специальностям: авиамоторостроение и технология механической обработки. Первый выпуск инженеров-технологов по специальности «Холодная обработка металлов» состоялся в 1934 году. Это были первые семь выпускников, ранее поступившие в институт в Новочеркасске. И здесь уместно отметить, что в 1936 году по специальности «Холодная обработка металлов» были выпускники – ветераны университета профессор И.А. Болотовский и профессор С.И. Куликов.

С началом Великой Отечественной войны Рыбинский моторостроительный завод, институт и кафедра осенью 1941 года были эвакуированы в г.Уфу. Здесь начинается новый этап в истории развития кафедры.

Поскольку завод срочно нуждался в квалифицированных инженерах в области технологии, то уже на 22-й день пребывания института в г.Уфе – 12 января 1942 года – начались занятия на всех курсах. В том же 1942 г. открылся филиал УАИ при моторостроительном заводе, который возглавлял в течение 26 лет инженер, затем преподаватель кафедры технологии машиностроения канд. техн. наук, доцент А.С. Курочкин.

В 1943 г. состоялся первый выпуск инженеров в г.Уфе. Дипломы специалистов в области технологии машиностроения и авиадвигателестроения получили 27 человек. Некоторые из выпускников стали впоследствии преподавателями кафедры технологии машиностроения (А.П. Доброрез, Г.В. Панков, С.Х. Тупеев и др.).

Кафедра технологии машиностроения может считаться ровесницей вуза, и ей в 2012 году тоже исполнилось 80 лет.

В разные годы кафедрой руководили: Зиняев И.А., Мыздриков А.М., Мухин В.С. В настоящее время кафедрой руководит Смыслов А.М.

Параллельно с учебной работой кафедра успешно занималась исследовательской деятельностью, в том числе и студенческой наукой, расширяла свою материально-техническую базу.

В разные периоды развития института кафедра имела различные названия: технологии авиадвигателей, производства авиадвигателей, технологии машиностроения, но суть деятельности кафедры оставалась прежней – готовить инженеров-технологов для авиадвигателестроительного производства и машиностроения.

 

Направления и специальности подготовки

Направление: 151900 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»
Профиль: «Технология машиностроения»
Степень: бакалавр
Период обучения:

  • бакалавр по очной форме – 4 года;
  • бакалавр по очно-заочной (вечерней) форме – 5 лет;
  • бакалавр по заочной форме – 5 лет.

Для выпускников учреждений специального профессионального образования соответствующего профиля открыто заочное обучение по сокращенной программе за 4 года.

Подготовка бакалавров направлена на изучение:

  • Технологичность конструкции машины как объекта производства.
  • Технологические процессы, операции, и технологические переходы, обеспечивающие повышение качества изделий.
  • Математическое моделирование технологических процессов и методов изготовления деталей и сборки изделий машиностроения.
  • Совершенствование существующих и разработка новых методов обработки и сборки с целью повышения качества изделий машиностроения и снижения себестоимости их выпуска.
  • Методы проектирования и оптимизации технологических процессов.
  • Технологическое обеспечение и повышение качества поверхностного слоя, точности и долговечности деталей машин.
  • Проблемы управления технологическими процессами в машиностроении.
  • Разработка и внедрение инновационных технологических процессов изготовления и сборки машиностроительных изделий.

Это направление позволит:

  • создавать с помощью компьютеров и систем искусственного интеллекта престижные технологии, высоко оцениваемые на международном уровне;
  • проектировать производственные участки для внедрения принципиально новых технологий обработки деталей машин с использованием механических и специальных методов обработки;
  • осуществлять маркетинг современных наукоемких технологий обработки конструкционных материалов, определяющих уровень конкурентоспособности на мировом рынке выпускаемых изделий;
  • создавать бизнес-планы предприятия для выпуска новой техники;
  • использовать средства, методы и способы, предназначенные для создания и эксплуатации станочных, инструментальных, робототехнических, информационно-измерительных, диагностических, информационных, управляющих и других технологически ориентированных систем для нужд машиностроения.

 

Направление: 150700 «Машиностроение»
Профиль: «Машины и технологии высокоэффективных методов обработки материалов»
Степень: бакалавр
Период обучения

  • по очной форме – 4 года
  • по заочной форме – 5 лет.

Подготовка бакалавров направлена на изучение методов обработки материалов и создание технологий, основанных на новых физических эффектах, среди которых:

  • нанесение различных функциональных покрытий, которые при толщине от нескольких микрометров до долей миллиметра обеспечивают повышение срока службы деталей в несколько раз;
  • электрофизическая и электрохимическая обработка сверхпрочных труднообрабатываемых материалов;
  • обработка металлов лазерным и электронным лучом, ультразвуком и потоком плазмы;
  • высокоэффективная резка металлических и неметаллических материалов струей воды высокого давления.

 

Направление: 151900 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»
Профиль: «Технология машиностроения»
Степень: магистр техники и технологии

На основе инновационных подходов к процессу обучения ведется подготовка магистров, способных самостоятельно проводить научные исследования и осуществлять технические разработки в области высокотехнологичных машиностроительных производств. Кафедра технологии машиностроения подготавливает магистров, владеющих знаниями:

  • в области инновационных методов обработки и модифицирования поверхностного слоя деталей и изделий;
  • систем автоматизированного проектирования (CAD/CAM/CAE, CALS технологий);
  • математического моделирования и компьютерной графики;
  • компьютеризированных интегрированных производств;
  • методологии и методов научных исследований и т.п.

Направления научной работы

На базе кафедры создана и действует отраслевая научно-исследовательская лаборатория Министерства авиационной промышленности, руководителями которой в разное время были канд. техн. наук, доцент Э.Г. Рахимов, канд. техн. наук Г.М. Рахманкулов и канд. техн. наук В.Ю. Иванов, канд. техн. наук, доцент Г.А. Патрушев. По результатам выполненных и внедренных в производство научно-исследовательских работ были разработаны новые разделы дисциплин: «Основы технологии машиностроения», «Технология машиностроения», «Основы САПР», «САПР ТП», создана система автоматизированного расчета операционных размеров и допусков взаимного расположения поверхностей на PC при проектировании ТП изготовления деталей машин «Apropos».

Доцентом, канд. техн. наук Соловьевым В.К. совместно со специалистами УМПО создана графическая автоматизированная система проектирования операционных технологических процессов «ГАСПОТ-ЭКСПРЕСС», используемая на ОАО «УМПО», ФГУП НПП «МОТОР», ГУАП «Гидравлика», а также в УГАТУ при курсовом и дипломном проектировании.

На кафедре под научным руководством д-ра техн. наук, профессора В.С. Мухина и д-ра техн. наук, профессора А.М. Смыслова ведется широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований по разработке технологий и промышленного оборудования для формирования специальных свойств поверхности деталей из конструкционных материалов в соответствии с условиями их эксплуатации (температура, нагрузка, среда, ресурс). В рамках договоров с УМПО выполнены исследования по оптимизации режимов механической обработки (точение, фрезерование, глубинное шлифование, поверхностное пластическое деформирование) жаропрочных никелевых и титановых сплавов, в результате данной работы разработаны и внедрены в производство стандарты предприятия.

Разработана интегрированная технология модифицирования поверхности, включающая ионно-электронное воздействие с последующим нанесением вакуумно-плазменных покрытий из нитридов и карбидов тугоплавких металлов.

Совместно с ФГУП «Искра» ведутся научно-исследовательские работы в области создания технологии и оборудования для обеспечения упрочнения, износо- и коррозионной стойкости, долговечности и надежности деталей штамповой оснастки и спецтехники, лопаток паровых турбин и других объектов путем плазменного нанесения покрытий, в том числе совмещенных с теплоискровой обработкой.

Под руководством д-ра техн. наук, профессора Будилова В.В. разработаны теоретические и экспериментальные основы технологии нанесения защитных покрытий методом конденсации с ионной бомбардировкой, и промышленное освоение технологических процессов нанесения защитных покрытий. Длительные испытания деталей в составе технологических двигателей позволили рекомендовать замену традиционных методов обработки (азотирование, хромирование, никель-кадмирование, алитирование) на вакуумные ионно-плазменные покрытия на основе карбидов и нитридов металлов и многокомпонентные жаростойкие покрытия.

Профессором, д-р техн. наук В.В. Будиловым совместно с другими сотрудниками кафедры были разработаны и внедрены технологии ионно-плазменной обработки деталей ГТД.

Доцентом, канд. техн. наук В.М. Коленченко выполнены работы по оптимизации режимов механообработки деталей ГТД из жаропрочных материалов, разработана методика параметрической оптимизации операций механической обработки сложнопрофильных поверхностей и назначения режимов резания с учетом технологических ограничений.

Д-ром техн. наук, профессором С.Г. Селивановым выполняются системотехнические научные исследования в области технологической подготовки машиностроительного производства. Эти исследования позволили разработать новый метод непрерывной реконструкции.

Разработки ученых и преподавателей кафедры принимали участие в международных выставках в РФ, Малайзии, Аргентине, Индии и ФРГ, по результатам которых получены многочисленные золотые, серебряные и бронзовые медали, дипломы, а также – гранты по Министерству науки и Министерству образования РФ, десятки авторских свидетельств и патентов РФ.

Начиная с 1980 года кафедра в рамках международного сотрудничества имеет научные и научно-педагогические связи с научными школами ведущими университетами Германии, Англии, США, Китая. Контакты ученых кафедры ТМ реализуются в виде научных докладов профессорско-преподавательского состава кафедры на зарубежных научных конгрессах и международных научно-технических конференциях, участия в симпозиумах и семинарах, в виде публикаций в различных научных сборниках статей и зарубежных журналах.

 

Учебные, научные лаборатории и их оснащение

  • лаборатория вакуумных ионно-плазменных технологий. Сфера научных интересов: разработка и применение в технологиях концентрированных потоков энергии с целью повышения эксплуатационных свойств материалов;
  • лаборатория ионно-имплантационной обработки поверхности и анализа ее свойств. Сфера научных интересов: исследования в области физики, химии и механики поверхности, разработка и внедрение имплантационных технологий и оборудования в производственный цикл;
  • лаборатория технической реконструкции авиационных предприятий. Сфера научных интересов: технологическая подготовка производства; его реконструкция и техническое перевооружение; инновационное и инвестиционное проектирование;
  • лаборатория систем автоматизированного проектирования технологических процессов. Сфера научных интересов: исследование и разработка CAD/CAM/CAE-систем для автоматизации инженерного труда.
  • лаборатория компьютеризированных интегрированных производств на базе Технопарка Авиационных Технологий. Сфера научных интересов: исследование в области гибких автоматизированных систем, подготовка специалистов в области интегрированных производств.