Кафедра языковой коммуникации и психолингвистики

[История кафедры] [Направления и специальности подготовки] [Характеристика ППС]
[Направления научной работы] [Учебные, научные лаборатории и их оснащение]

 

История кафедры

История кафедры языковой коммуникации и психолингвистики (до 2006 года – кафедра иностранных языков) отсчитывается с года создания в г.Рыбинске авиационного института – с 1932 года. Уфимская история началась со времени эвакуации института в г. Уфу во время Великой Отечественной войны в 1942 году. За это время накоплен богатейший опыт преподавания иностранных языков в техническом вузе, сложились прекрасные традиции. В разные периоды здесь работали крупные ученые-лингвисты (Дж. Киекбаев, И.А. Мыльникова, Т.Н. Наумова). Сегодня уровень квалификации преподавателей кафедры подтверждается научными званиями: 3 профессора, 23 доцента.

В 80-ые годы кафедрой руководили выдающиеся ученые: В.А. Салищев, Л.Н. Рождественский, Т.А. Петрова. Их личный авторитет способствовал качественному развитию и совершенствованию работы коллектива.

С 1991 года кафедру возглавляет Татьяна Михайловна Рогожникова, заслуженный деятель науки РБ, почетный работниквысшего профессионального образования РФ, доктор филологических наук, профессор. В Республике Башкортостан Т.М. Рогожникова первый и до 2002 года единственный специалист, защитивший докторскую диссертацию в области психолингвистики.

Важным этапом и признанием научных усилий коллектива кафедры, ее научного потенциала стало открытие в 2002 году в аспирантуре университета специальности 10.02.19 – теория языка. УГАТУ является единственным техническим вузом в Башкортостане, в аспирантуре которого есть филологическая специальность. За это время девять аспирантов кафедры защитили кандидатские диссертации.

Более десяти лет кафедра удачно интегрирована в Башкирский Консорциум образовательных учреждений и осуществляет языковую подготовку управленческих кадров для организаций народного хозяйства Республики Башкортоста наук

С 2001 года в рамках реализации программы по стимулированию развития дополнительных образовательных форм подготовки студентов на кафедре действуют краткосрочные курсы иностранных языков. Среди них: «Иностранный (английский, немецкий, французский) для начинающих», «Деловой английский/немецкий/французский язык», «Готовимся к международным экзаменам», «Научно-технический перевод» и многие другие. Заявленные в программе курсы ориентированы на изучение языков международного общения и предполагают коммуникативную направленность подходов, формирование продуктивных навыков и умений пользоваться иностранным языком в  ситуациях делового и профессионального общения.

Создавая необходимые условия для реализации нового интегративного подхода к обучению иностранным и родному языкам, в основу которого положены личностно-ориентированный многоуровневый подход и инновационные составляющие, коллектив кафедры стал активным участником Инновационной Образовательной Программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Работа коллектива стала сквозным направлением для всех приоритетных технических направлений Инновационной Образовательной Программы. В 2008 году на кафедре был создан Учебный центр «Коммуникационная подготовка выпускников»

 

Направления и специальности подготовки

Дисциплина «Иностранный язык: Основной курс». Учебная программа данной дисциплины составлена в соответствии с требованиями к подготовке студентов по иностранному языку неязыковых вузов и факультетов, определенными Федеральными Государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям и специальностям. Данная дисциплина относится к блоку гуманитарных и социально-экономических дисципли наук

Целью данной дисциплины является обучение студентов теоретическим и практическим основам иностранного языка с ориентацией на компетентностный подход. Для достижения указанной цели требуется:

  1. закрепить и расширить имеющиеся у студентов знания в области иностранного языка (фонетический строй, грамматические формы и лексическую базу);
  2. обучить диалогической коммуникации и монологическому высказыванию на иностранном языке;
  3. в процессе обучения студент должен овладеть общекультурными и профессиональными компетенциями, которые позволят успешно решать коммуникативные задачи.

Дисциплина «Иностранный язык: Элективные курсы». Учебная программа составлена в соответствии с требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста по дисциплинам, дополняющим федеральные дисциплины Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Целью данной дисциплины является развитие иноязычной коммуникативной профессионально ориентированной компетенции студентов, на уровне необходимом и достаточном для решения социально-коммуникативных задач в академической, учебно-исследовательской, научно-исследовательской, профессиональной и общесоциальной сферах деятельности.

Данная дисциплина включает следующие модули:

  1. «Профессиональный иностранный язык»
  2. «Деловой иностранный язык»
  3. «Разговорный иностранный язык»
  4. «Русский язык и культура речи»
  5. «Деловая риторика и психолингвистика»
  6. «Основы межкультурной коммуникации»
  7. «Современные технологии бизнес коммуникаций»
  8. «Психотехнологии в коммуникации»

Послевузовское профессиональное образование по специальности
10.02.19 – Теория языка.

Целью основной образовательной программы подготовки аспирантов по специальности 10.02.19 – Теория языка в соответствии с существующим законодательством, являются:

  1. формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
  2. углубленное изучение теоретических и методологических основ филологической теории;
  3. изучение методологии и методов филологического исследования;
  4. углубление знаний по истории и философии науки;
  5. совершенствование знания иностранного языка, ориентированного на профессиональную деятельность;
  6. подготовка к преподавательской деятельности.

Характеристика ППС папка

 

Направления научной работы

Учебные, научные лаборатории и их оснащение

Учебный центр «Коммуникационная подготовка выпускников»

Цель создания центра:

  • Удовлетворение потребности общества в изучении языков (английского, немецкого, французского, русского, башкирского, татарского, турецкого) и основ деловой и профессиональной коммуникации на иностранных языках.
  • Внедрение в учебный процесс компетентностного подхода к коммуникационной подготовке выпускников и формирование инновационной совокупности коммуникативных компетенций, в основе которых лежит трактовка языка как живого знания.

Созданы необходимые условия для реализации нового интегративного подхода к обучению родному и иностранным языкам, в основу которого положены личностно-ориентированный многоуровневый подход и инновационные составляющие, проявленные в многообразном научном и методическом инструментарии, которым владеет коллектив.

Оснащение:

  • современная вычислительная, мультимедийная, проекционная и аудио-видео техника;
  • программные средства реализации информационных процессов (инструментальные программные системы, облегчающие процесс создания новых компьютерных программ для автоматизированного анализа текстов);
  • оборудование для системы мониторинга учебного процесса СМУП-7, позволяющий контролировать учебный процесс в режиме реального времени и в режиме записи учебных занятий.