Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя...

Вечерняя Уфа, №69(12717) от 11 апреля 2015 года

У нашей республики сложились хорошие контакты с Федерацией космонавтики России и Центром подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. Вот и в нынешнем году в преддверии Дня космонавтики в Уфе состоялась специальная встреча.

С участниками международной аэрокосмической школы имени космонавта-испытателя СССР Урала Султанова беседовал легендарный летчик-космонавт СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Игорь Волк. В эти дни в районах проходят встречи школьников и студентов с летчиком-космонавтом, Героем Советского Союза Анатолием Арцебарским и действующим космонавтом, Героем России Сергеем Ревиным. Такое общение, проходящее в очень теплой и заинтересованной атмосфере, - своего рода пропаганда авиации и космонавтики. А еще оно способствует привлечению юношества в авиационную и ракетно-космическую отрасли, воспитывает молодежь в духе патриотизма и гордости за отечественную космонавтику.
Школьники и студенты Уфы получили к тому же уникальную возможность задать вопросы Алексею Леонову - первому из землян, ровно 50 лет назад совершившему выход в открытый космос. Алексей Леонов, член первого, так называемого гагаринского набора в отряд космонавтов, был одногодком и другом Юрия Алексеевича. Увы, первый космонавт планеты Юрий Гагарин погиб в 1968 году в авиакатастрофе в дни подготовки к своему второму полету на космическом корабле "Союз". Было ему всего 34 года. Таким он и остался в памяти всей планеты: молодым и жизнерадостным со своей знаменитой "гагаринской" улыбкой.
Конечно, среди вопросов юных уфимцев, заданных Алексею Леонову, был и тот, что касался обстоятельств и причин трагедии, произошедшей в марте 1968-го. А Леонов, пожалуй, самый посвященный и квалифицированный исследователь этой тайны века. Ведь он входил в состав Государственной комиссии по расследованию той авиакатастрофы. Так что его ответ нашим ребятам - по сути информация "из первых рук".
Вот что Алексей Архипович рассказал в своем письме, которое отправил уфимским студентам:
"Причины и обстоятельства катастрофы остаются не в полной мере выясненными и по сей день. Существует множество версий и даже спекуляций на данную тему, вплоть до самых абсурдных и фантастических. Остается без ответа и вопрос - почему летчики не катапультировались? Вероятно, надеялись: им хватит высоты для того, что бы вывести свой самолет из штопора. Увы, высоты не хватило. Кроме того, у самолета-спарки первым должен катапультироваться летчик из задней кабины, а в ней находился инструктор - инженер-полковник Владимир Серегин. Вряд ли бы он решился оставить в терпящем бедствие МиГе первого космонавта планеты и нашего национального героя Юрия Гагарина.
У меня есть очень интересный документ, написанный Циолковским в 1935 году. Юре тогда был всего лишь год. Циолковский писал: "Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство. И я могу без труда обрисовать его. Он русский, гражданин Советского Союза, по профессии, скорее всего, летчик. У него отвага умная, лишенная духовного безрассудства. Представляю его открытое русское лицо, голубые глаза сокола".
Знаю, что, когда Юрия выбрали, сей документ известен не был. Очень интересное провидение.
Гагарин пролетел всего лишь 108 минут. Рекордсмен по пребыванию в космосе Сергей Крикалев (808 суток) говорит: "Мы прекрасно понимаем, что не было бы этих 808 суток, если б не было тех 108 минут".
Итак, 27 марта 1968 года условия были неидеальными. Нижний край - 450 метров, дождь со снегом, видимость - 800 метров.
На аэродроме Киржач я проводил парашютные сборы лунной группы. Выбросил первую партию в окна облачности. На второй заход не пошел. Облачность еще ниже опустилась, прыжки прекратили. И вот в это время взрыв и сверхзвук с разницей в 1,5-2 секунды. Что-то тревожное было в этом.
Получаю команду лететь туда. Полеты обеспечивали два локатора, как и обычно, азимутальный и высотный, который работал с перерывами. Вот здесь первая загадка. Юрий Гагарин доложил на высоте 4 200 метров: "Задание в районе испытательных полетов выполнил, иду на рубеж". Что он делал: в облаках два виража с креном 15 градусов?
Весь полет проходил в сплошной облачности. О выполнении задания экипаж доложил, а через 55 секунд после доклада самолет столкнулся с землей, и экипаж не вернулся на базу. Я побежал на КПП, где были уже генерал Каманин и все руководство.
Страшно было произнести: "Товарищ командир, в этом направлении был взрыв и сверхзвук! Проверьте, пожалуйста".
Связались с Киржачом, вылетел вертолет, осмотрели тот район. Заметили глубинные выбросы земли и не то пар, не то дым. Через час докладывают: "Да, это место падения самолета".
Нашли куртку Серегина, портмоне и планшет Гагарина. Надеялись, что сам Юрий катапультировался, искали всю ночь, и только утром нашли печальные следы.
Накануне я с Юрием был в гостинице "Юность", там до сих пор, по-моему, еще работает парикмахер Игорь, который стриг Юрия Гагарина. Я сидел сзади, смотрел, как Игорь делал ему модную прическу "скобочка". У Юрия на шее пятимиллиметровая родинка, бархатная, коричневая.
"Игорь, смотри, срежешь". И вот на другой день я увидел фрагмент тела именно с этой родинкой.
Я, Герман Титов и Сергей Микоян были в комиссии, которая быстро определила: самолет произвел резкий маневр, совершая уклончивый облет чего-то типа воздушного шара или стаи гусей, столкнулся с землей. Микоян настоял на том, что виноват воздушный шар. Про то, что я написал, мне сказали: "Это ваше мнение". Кстати, я присутствовал при следственном эксперименте, когда трое крестьян независимо друг от друга опознали самолет Су-15 в полноразмерном масштабе и сказали, что он похож на балалайку, у него из хвоста пошел дым, потом огонь, и он ушел в облака. Мы-то знали, что это был Су-15, который нарушил полетное задание...
После 90-х писали небылицы: что Гагарин был плохо подготовлен. И когда мы с разрешения маршала Батицкого подняли документы, я увидел, что мое донесение переписано: вместо интервала 1,5-2 секунды между сверхзвуком и взрывом стояло 15-20 секунд. В этом и надо искать причину.
Мы провели эксперимент в аэродинамической трубе с применением самой последней вычислительной техники. Оказалось, что из точки А 4 200 в точку Б за 55 секунд можно попасть только лишь по траектории глубокой спирали, в которую самолет Гагарина и вогнал Су-15, проходивший в облаках, не видя, на расстоянии 15-20 метров. Мощные вихревые струи перевернули самолет, который летел на скорости 750.
Увы, чиновники того времени не хотели говорить о том, что допустили полет при неисправном локаторе высоты. Простая, банальная причина.
Все, что осталось от самолета УТИ МиГ-15, было тщательно собрано и изучено членами Государственной комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы. Так как по сей день точка в этом расследовании не поставлена, останки самолета находятся на хранении в запаянных бочках в одном из военных НИИ. Может быть, когда-то удастся все-таки раскрыть загадку этой тайны века..."

Подготовил Сергей КАМЕНЕВ,
доцент Уфимского государственного авиационно-технического университета.
НА СНИМКАХ: вот она, знаменитая улыбка Юрия Гагарина; стела, установленная на месте крушения МИГ-15УТИ; а это схема леоновской версии произошедшего.