Создателю крылатых машин – 90!

Комсомольская правда в Уфе/УФА, 18 июня 2015/

Создателю крылатых машин – 90!

Одному из самых авторитетных специалистов и руководителей в отечественном авиастроении – Александру Сергеевичу Шенгардту 1 июня исполнилось 90 лет. Ныне он – советник президента ОАО “Туполев”. Поздравления знаменитому юбиляру пришли и из Уфимского государственного авиационного технического университета.

Лауреат Ленинской премии, А.С. Шенгардт прошел путь от инженера-конструктора до главного конструктора ОАО “Туполев”, принимал участие в создании самолетов Ту-16, Ту-95, Ту-134, Ту-154, Ту-155. С 1975 г. – главный конструктор самолета Ту-154, самого массового пассажирского самолета отечественного производства. Именно под его руководством создана самая успешная модификация самолета – Ту-154М. Благодаря новым, более экономичным двигателям, усовершенствованию ряда систем удалось значительно улучшить эксплуатационные характеристики, что сделало “тушку” одним из самых любимых самолетов летчиков, эксплуатантов и, особенно, пассажиров.

С этим легендарным и очень уважаемым в авиационном мире человеком студентам УГАТУ повезло встретиться – несколько лет назад во время традиционной поездки лучших студентов университета в Москву на ведущие аэрокосмические предприятия страны мы были гостеприимно приняты в ОКБ Туполева.

Наши студенты, изучающие конструкцию самолета Ту-154, загорелись желанием встретиться с А.С. Шенгардтом. И такая встреча состоялась! Александр Сергеевич всех покорил своей эрудицией, глубокими знаниями, философским взглядом на многие процессы, происходящие в нашем обществе. Удивило, что такой серьезный руководитель, немало повидавший на своем веку, лично общавшийся со многими “сильного мира сего”, обладает прекрасным чувством юмора и охотно его проявляет.

Удалось и нам удивить Александра Сергеевича: когда помимо наших традиционных подарков – башкирского меда и фирменной бейсболки - мы ему подарили диск с электронным учебным изданием “Самолет Ту-154М: Конструкция и работа основных систем”, который был создан в УГАТУ. Искреннее изумление Шенгардта объяснялось тем, что, несмотря на массовость самолета, по модификации Ту-154М в стране не существовало учебника, по которому студенты могли бы изучать самолет. А тут не в каком-то столичном ВУЗе или центральном издательстве, а в не очень-то известном для Шенгардта УГАТУ сделали то, о чем все давно говорили. В канун юбилея, на правах уже знакомых, мы попросили Александра Сергеевича ответить на вопросы, которые были подготовлены нашими студентами и выпускниками, работающими в авиакомпании “ЮТэйр-Уфа”. Вот лишь некоторые из обстоятельных ответов мэтра на многочисленные вопросы:

Во сколько лет Вы начали интересоваться самолетами?

Я москвич. Моё детство и начальные школьные годы протекали
в эпоху индустриализации, когда наша страна за 10 лет должна была ликвидировать вековую отсталость. Касалось это и воздухоплавания. В небе появились первые советские самолёты. На парадах 1 мая и 7 ноября над Красной площадью пролетали наши корабли. А 18 августа – в день авиации – в Тушине устраивались настоящие праздники. Всё это, безусловно, не просто было интересным, но и мобилизующе действовало не только на мальчишек, но и на девушек.

Считаете ли вы удачной компоновку двигателей самолета Ту-154 – три в хвостовой части?

Первое поколение пассажирских самолётов с одноконтурными реактивными двигателями отличались весьма большой «шумливостью» как вне, так и внутри кабины. Появление французской Каравеллы положило начало новому поколению лайнеров – английские ВАС-III, Трайдент, в США – Дуглас -9, затем Боинг 727, у нас – Ту-134, Ил-62, Ту-154.

Что касается «гладкого крыла», при расположении силовой установки
в хвостовой части самолёта, всё же не следует забывать о старой мудрости: выиграешь в одном - проиграешь в другом. Все самолёты с двигателями на хвосте в большей или меньшей степени сталкивались с проблемой центровки.

Что и какой случай стали толчком для реализации конструкции дверей, открывающихся наружу? Ведь до Ту-154 у всех отечественных самолетов двери открывались внутрь?

Для экстренного покидания самолёта в случае аварийной посадки
в считанные секунды надо не только быстро открыть дверь (скопление пассажиров у открывающейся вовнутрь двери делает её открытие порой невозможным), но и привести в действие аварийный трап.

Самолет Ту-154 за время эксплуатации зарекомендовал себя наилучшим образом, но скажите, пожалуйста, что бы сегодня Вы улучшили в этом самолете?

Нами был разработан двухдвигательный вариант Ту-154М2 с более экономичными и мощными двигателями. Но уже полным ходом шла разработка самолётов следующего поколения – Ту-204, Ту-334 и др.

В заключение остается пожелать Александру Сергеевичу здоровья и еще долгих лет служения на благо отечественной авиации, сохранения того оптимизма и жизнелюбия, которыми он обладает.